Наглядность восприятия нового упражнения
Для обеспечения наглядности в обучении необходимо определить педагогическую задачу, учитывая предыдущий двигательный опыт и знания занимающихся; усилить средствами наглядности восприятие нового упражнения.Принцип систематичности предусматривает необходимость регулярных занятий, последовательность и определенное количество упражнений в течение одного занятия (очередность упражнений, дозировка и т. п.).
Чтобы обеспечить систематичность, целесообразно уроки планировать сразу на длительное время. Это обеспечит их разумную последовательность, постепенно нарастающую трудность и своевременный переход к новым упражнениям. Доступность в обучении предполагает подбор физических упражнений, распределенных по степени трудности с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей занимающихся, а также условия конкретного места проведения занятий. Доступными должны быть все элементы обучения – объяснение, степень сложности упражнения, физическая нагрузка и др. Но это не означает, что освоение упражнения не должно вызывать трудности. Ведь легковыполняемые задания малоэффективны для оздоровления и вызывают потерю интереса к занятиям. Тем не менее упражнения и не должны быть настолько трудными, чтобы вызывать неудачи, функциональное перенапряжение, неуверенность занимающихся в своих силах, а отсюда – отрицательное отношение к тренировке.
Для практического осуществления принципа доступности необходимо соблюдать правила – «от известного к неизвестному», «от легкого и простого к трудному и сложному». Это значит опираться при изучении нового материала на ранее усвоенные знания и навыки; учитывать координационную сложность упражнения и степень сризического напряжения при ее выполнении.
Весь процесс обучения строится с учетом принципа прочности. Необходимым условием выработки прочных знаний и навыков являются сознательное усвоение (чем более сознательно навык формируется, тем прочнее закрепляется) и многократное систематическое повторение освоенного материала, благодаря чему создаются предпосылки для более быстрого и легкого усвоения новых упражнений.
Успех обучения может быть достигнут при соблюдении и правильном сочетании всех этих дидактических принципов. При выработке методики обучения преподавателю необходимо иметь точное представление о контингенте занимающихся. Дело в том, что люди, регулярно занимающиеся физической культурой или занимавшиеся ею в недалеком прошлом, довольно легко осваивают новые движения, так как у них хорошо восстанавливаются старые мышечные ощущения. Им для правильного выполнения упражнения достаточно одного показа или популярного объяснения. Большую трудность представляет обучение тех, кто ранее не занимался физическими упражнениями или занимался очень давно, особенно пожилых людей. Они, как правило, физически слабо развиты, малоподвижны, с плохой координацией движений. Выполнение даже самых простых упражнений представляет для них значительную трудность. Обучение таких членов группы процесс трудоемкий, требующий от преподавателя большого мастерства в выборе методических приемов, профессиональных знаний, выдержки и любви к своей работе.
Метки: восприятие, наглядность, обеспечение
Страницы: 1 2