Морализация личности
В. Г. Белинский в 1846 г. написал слова, ставшие классическими: «Вы, конечно, очень уважаете в человеке ум? -Прекрасно!- так останавливайтесь в благоговейном изумлении и перед этой массой мозга, где происходят все умственные отправления… Психология, не опирающаяся на физиологию, так же несостоятельна,- как и физиология, не знающая о существовании анатомии. Современная наука не удовольствовалась и этим: химическим анализом хочет она проникнуть в таинственную лабораторию природы, а наблюдением над эмбрионом (зародышем) проследить физический процесс нравственного развития», и в другом месте: «Ум – это человек в теле, или, лучше сказать, человек через тело, словом, личность» 40. Из слов Белинского видно, что и умственные и нравственные качества личности, понимаемые нами как способности, он ставил в прямую зависимость от работы мозга. Для того времени это было очень прогрессивно. Напомним, что «Рефлексы головного мозга» И. М. Сеченова были написаны лишь в 1863 г., т. е. спустя 17 лет. Но, конечно, и в этой фразе Белинского, и в ряде других его высказываний, в частности в отношении литературных способностей41, сказываются антропологические взгляды на личность, непонимание хода общественно-исторического процесса и его влияния на сознание и личность42.
Метки: идеалист, морализация, эмпирикСтраницы: 1 2