Морализация личности


Линию морализации личности продолжил основоположник отечественной науки о личности, философ-идеалист и психолог-эмпирик А. И. Галич (1783-1848). В своей книге «Картина человека»32, подчинявшей личность, в том числе и способности, характеру, он исходит из этической концепции. Согласно Гали­чу, характер, придавая человеку известную определенность, выражает его нравственное лицо, побуждения и руководящие мотивы. Галич очень образно говорил о «степени людскости» человека. Последователь Локка, он не был, конечно, последо­вательным материалистом, но гуманизм предохранил его от мно­гих ошибок, свойственных, например, его современнику, пси­хологу-идеалисту О. М. Новицкому. Во взглядах другого совре­менника Галича, П. М. Любовского, еще более прогрессивное значение и, главное, значение для учения о способностях имеют ег0 высказывания о «влечении к труду». «Человек… имеет врожденное стремление к труду»,- говорил Любовский, поэ­тому даже «самые ленивые, ежели не работают следуемого, то по крайней мере всегда занимаются недозволенным»33. Одно Из самых больших удовольствий человека–удовольствие, по­лучаемое от труда. Любовский намекает даже на необходимость «благоустроенного общества» для развития этого врожденного стремления к труду. Его идеи в советской психологии развил и включил в теорию способностей Н. С. Лейтес.Большой интерес представляют взгляды на личность русских философов-демократов, наложившие отпечаток на понимание способностей не только их передовыми современниками, но и рядом последующих поколений. А. И. Герцен отстаивал прин­цип, согласно которому «ни человечества, ни природы нельзя по­нять мимо исторического развития»34 и «философия без естест­воведения так же невозможна, как естествоведение без филосо­фии»35. Вначале он был склонен биологизировать человека, но уже в конце 60-х годов заявил, что чисто биологический под­ход к человеку является крайне односторонним и потому неу­довлетворительным, что нельзя механически сводить законы со­циальной жизни к законам природы. В это время он считает, что одной физиологией нельзя объяснить поведение человека, и зовет на помощь социологию. «Задача физиологии состоит в том, чтобы проследить жизнь от клеточки до мозговой деятель­ности. Она оканчивается началом сознания, она останавлива­ется у порога истории. Социальный человек ускользает от фи­зиологии, социология, напротив, овладевает им при выходе из состояния простой животности»36. «Социология,- писал тогда же Герцен,- вырвет человека из анатомического театра и воз­вратит его истории»37. Будучи активным противником расизма и национальной исключительности способностей, Герцен признавал право всех народов на активное участие в историческом действии. В 50- 60-х годах развивал идею об историческом характере мора­льных норм. «Нравственностей несколько, и все они очень отно­сительны, т. е. исторические»,- утверждал он38, тесно связывая этические и эстетические воззрения и качества личности, а точнее – нравственные способности 39.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.