Морализация личности
Линию морализации личности продолжил основоположник отечественной науки о личности, философ-идеалист и психолог-эмпирик А. И. Галич (1783-1848). В своей книге «Картина человека»32, подчинявшей личность, в том числе и способности, характеру, он исходит из этической концепции. Согласно Галичу, характер, придавая человеку известную определенность, выражает его нравственное лицо, побуждения и руководящие мотивы. Галич очень образно говорил о «степени людскости» человека. Последователь Локка, он не был, конечно, последовательным материалистом, но гуманизм предохранил его от многих ошибок, свойственных, например, его современнику, психологу-идеалисту О. М. Новицкому. Во взглядах другого современника Галича, П. М. Любовского, еще более прогрессивное значение и, главное, значение для учения о способностях имеют ег0 высказывания о «влечении к труду». «Человек… имеет врожденное стремление к труду»,- говорил Любовский, поэтому даже «самые ленивые, ежели не работают следуемого, то по крайней мере всегда занимаются недозволенным»33. Одно Из самых больших удовольствий человека–удовольствие, получаемое от труда. Любовский намекает даже на необходимость «благоустроенного общества» для развития этого врожденного стремления к труду. Его идеи в советской психологии развил и включил в теорию способностей Н. С. Лейтес.Большой интерес представляют взгляды на личность русских философов-демократов, наложившие отпечаток на понимание способностей не только их передовыми современниками, но и рядом последующих поколений. А. И. Герцен отстаивал принцип, согласно которому «ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического развития»34 и «философия без естествоведения так же невозможна, как естествоведение без философии»35. Вначале он был склонен биологизировать человека, но уже в конце 60-х годов заявил, что чисто биологический подход к человеку является крайне односторонним и потому неудовлетворительным, что нельзя механически сводить законы социальной жизни к законам природы. В это время он считает, что одной физиологией нельзя объяснить поведение человека, и зовет на помощь социологию. «Задача физиологии состоит в том, чтобы проследить жизнь от клеточки до мозговой деятельности. Она оканчивается началом сознания, она останавливается у порога истории. Социальный человек ускользает от физиологии, социология, напротив, овладевает им при выходе из состояния простой животности»36. «Социология,- писал тогда же Герцен,- вырвет человека из анатомического театра и возвратит его истории»37. Будучи активным противником расизма и национальной исключительности способностей, Герцен признавал право всех народов на активное участие в историческом действии. В 50- 60-х годах развивал идею об историческом характере моральных норм. «Нравственностей несколько, и все они очень относительны, т. е. исторические»,- утверждал он38, тесно связывая этические и эстетические воззрения и качества личности, а точнее – нравственные способности 39.
Метки: идеалист, морализация, эмпирик
Страницы: 1 2