Медицинский нигилизм
Работа медиков с больными требует особого такта, существует своеобразный этикет поведения врачей, медицинских сестер. В процессе воспитания играют роль прямые запреты-что и как непозволительно делать медицинскому работнику. Огромной воспитательной силой обладает пример старших коллег. Но нельзя суживать горизонт воспитания обучением этикету. Целью воспитания (и самовоспитания) являются сознание и чувство собственного достоинства, которые определяют в конце концов правила профессионального этикета врачей, медицинских сестер.
С точки зрения морали в клинической работе происходит своеобразный обмен ценностями. Больной так сказать «жертвует» доверием. Известно, как трудно ему открывать перед врачом интимные стороны своей жизни. Доверяясь врачу, больной делает свое достоинство уязвимым. Уже при сборе анамнеза он вынужден выдавать «аванс доверия»А в ответ врачебное поведение во всем должно быть высокопрофессиональным. Когда каждое действие врача несет на себе печать врачебного достоинства, это будет самым верным путем искажения достоинства больного, ибо последний видит, что он доверился не случайному лицу. В известном смысле все отношение врача к миру опосредовано его сознанием профессионального достоинства. Например, возьмем отношение врачей, представляющих научную медицину, к гомеопатии. Один вопрос-это сугубо научная критика архаически-идеалистических воззрений на природу болезни и методов терапии гомеопатов, другой- помогают ли гомеопатические средства. К сожалению, некоторые врачи ограничивают свое отношение к гомеопатии лишь этим вопросом. А есть третий вопрос (морального порядка): если врач, представляющий современную научную медицину, решается иногда рекомендовать гомеопатические средства, советует обратиться к гомеопату, не вносит ли это разлада в сознание его профессионального достоинства!
Страницы: 1 2