Медицинский нигилизм


Работа медиков с больными требует особого такта, существует своеобразный этикет поведения врачей, медицин­ских сестер. В процессе воспитания играют роль прямые запреты-что и как непозволительно делать медицинскому работнику. Огромной воспитательной силой обладает пример старших коллег. Но нельзя суживать горизонт воспитания обучением этикету. Целью воспитания (и самовоспитания) являются сознание и чувство собственного достоинства, которые определяют в конце концов правила профессиональ­ного этикета врачей, медицинских сестер.
С точки зрения морали в клинической работе происходит своеобразный обмен ценностями. Больной так сказать «жер­твует» доверием. Известно, как трудно ему открывать перед врачом интимные стороны своей жизни. Доверяясь врачу, больной делает свое достоинство уязвимым. Уже при сборе анамнеза он вынужден выдавать «аванс доверия»А в ответ врачебное поведение во всем должно быть высокопрофесси­ональным. Когда каждое действие врача несет на себе печать врачебного достоинства, это будет самым верным путем искажения достоинства больного, ибо последний видит, что он доверился не случайному лицу. В известном смысле все отношение врача к миру опосре­довано его сознанием профессионального достоинства. На­пример, возьмем отношение врачей, представляющих науч­ную медицину, к гомеопатии. Один вопрос-это сугубо научная критика архаически-идеалистических воззрений на природу болезни и методов терапии гомеопатов, другой- помогают ли гомеопатические средства. К сожалению, неко­торые врачи ограничивают свое отношение к гомеопатии лишь этим вопросом. А есть третий вопрос (морального порядка): если врач, представляющий современную научную медицину, решается иногда рекомендовать гомеопатические средства, советует обратиться к гомеопату, не вносит ли это разлада в сознание его профессионального достоинства!

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.