Медицинский нигилизм
Здесь уместно вспомнить, что JI. Н. Толстой, упорно проповедовавший своеобразный медицинский нигилизм, считал, что у врачей «раздуто» чувство чести, что врачи всегда псевдозначительны в своем поведении. Трудно согласиться с Л. Н. Толстым в оценке общественной роли медицины в целом, но вряд ли кто оспорит конкретно-художественную правду его произведений. Если чувство чести не имеет внутренних нравственных гарантий, если честь человека не держится в должной чистоте его делами а как раз такими изображает Толстой большинство своих персонажей-врачей), то это оборачивается «дутой важностью», неоправданным профессиональным честолюбием, профессиональным чванством.Требование дорожить профессиональной репутацией в медицине имеет «двойную цену». Как и всякому человеку, врачу дорого самоуважение, в то же время хорошая репутация есть форма существования врачебного авторитета, а добрая слава есть, проводник доверия между врачом и пациентом. Правда, долго поддерживать доверие больного к врачу одной лишь известностью трудно. Больной в любом случае как-то оценивает врача сам. И очень важно, чтобы положительные оценки больным врача были стабильны,- это зависит от многих факторов, мы же обратим внимание на один из них: больного «притягивает» профессиональное достоинство, когда оно присуще врачу. Сознание профессионального достоинства не дается студенту-медику сразу. С одной стороны, достоинство врача эквивалентно научной подготовке, профессиональному мастерству, с другой- сознание и чувство профессионального достоинства есть плод внутренней духовной работы, нравственного самовоспитания личности. Профессиональное достоинство «диктует» внутреннюю меру всех действий и поступков, связанных с профессией. Поскольку профессия накладывает отпечаток на личность врача, это выражается наиболее обобщенно в сознании и чувстве его профессионального достоинства. Достоинство – это конкретное выражение нравственной силы личности.
Профессиональное достоинство врача собирательно-цельно характеризует его нравственные качества. Исполняя профессиональный долг, возлагая на себя ответственность, личность переводит социальные требования в мотивы своего поведения. Самостоятельность, независимость, свобода нравственных решений-вот слагаемые личного достоинства человека. Сознание и чувство личного достоинства исключает малодушие, льстивость, самоуничижение и недоверие к себе.
Метки: нигилизм, поведение, честь
Страницы: 1 2