Категории профессиональная врачебная мораль


В литературе существует точка зрения, согласно которой этика у медицинских работников та же, что и у больных. Логика, обосновывающая эту точку зрения, в общих чертах такова: мораль – это форма общественного сознания, мо­ральные, этические требования обращены к каждому челове­ку, без исключений и привилегий. Отсюда видно, что сторонники самостоятельности врачебной этики просто не задумывались над смыслом терминов «мораль» и «этика».
‘ С целью обоснования предмета врачебной этики мы рассмотрим основные понятия морали в отношении к меди­цинским работникам.
К. Маркс назвал мораль практически-духовным освоени­ем мира. Мораль есть знание человека о самом себе, определенное знание своей общественной природы, коллек­тивности. Мораль близка к житейским делам – это форма массового мировоззрения. В понятиях морали мы соотносим свой индивидуальный опыт со смыслом жизни, с обществен­ным предназначением человека. Умение выделять нравствен­ный смысл в явлениях, событиях нашей жизни, умение подчинять свое поведение моральным законам – в этом суть нравственного развития личности. В сфере морали отража­ются и быт, и бытие одновременно.
В чем же состоят причины существования врачебной этики? Первая причина заключается в следующем: здоровье человека-безусловная ценность. Болезнь-не рядовое яв­ление в его жизни, поскольку это есть страдание, в болезни скрывается возможность инвалидности, а то и смерти. Отношение к жизни и смерти-вот «общая почва» морали и медицины. Профессиональная врачебная мораль существует потому, что медицинская практика подчинена цели спасения, охраны человеческой жизни. Это своеобразная область человеческого бытия. Нравственное содержание отношения человека к жизни и смерти, страданию и болезни, осмысле­ние понятия здоровья как блага – вот изначальные вопросы врачебной этики.
Врачи очень давно выработали специфический этический принцип: «Primum поп посеге!» (в вольном переводе: «Преж­де всего не вреди жизни, не вреди здоровью больного!»). В условиях современной медицины этот принцип приобрел необычайную остроту. Например, И. А. Кассирский призы­вает врачей строго выверять показания к диагностическим манипуляциям, связанным с повышенным риском для боль­ного1. А. В. Гуляев останавливает внимание на понятии «хирургическая агрессия»2. Развитием, углублением этики отношения человека к жизни является движение в среде врачей, биологов в защиту экспериментальных животных. М. В. Войно-Ясенецкий пишет: «Вернуться к не раз обсуж­давшемуся вопросу о вивисекциях заставляет не только забота о животных, но и тревога за людей, выполняющих иногда очень жестокие опыты»3.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.