Капризность
Аналогичные факты были установлены при изучении капризности у детей дошкольного возраста Э. И. Синельникова. Капризы в этом возрасте можно рассматривать как своеобразную агрессивную реакцию на неудовлетворение, каких – либо мотивов реакция фрустрации. Поэтому индивидуальные различия в проявлениях капризности характеризуют индивидуальные различия в проявлениях агрессивной реакции, т. е. реакции, прямо противоположной общению. В работе Э. И. Синельниковой наблюдаемыми были двое разнояйцевых близнецов: мальчик Валерик и девочка Люда лет. С месяцев они воспитывались в интернатных яслях, а с лет — в круглосуточном детском саду. Таким образом, условия воспитания у них были очень сходные, если не считать тех различий, которые связаны с различием пола. Поэтому различия в проявлениях капризности у них нельзя отнести за счет воспитания. У Валерика отмечены следующие свойства темперамента: замкнутость, медлительность, молчаливость, быстрая утомляемость, трудность переключения с одной деятельности на другую. У Люды отмечены прямо противоположные свойства: она подвижная, живая, жизнерадостная девочка; любит шумные коллективные игры; движения резкие, порывистые, энергичные; она не проявляет утомления после длительной и шумной игры; легко переключается с одной деятельности на другую. В ситуациях, вызывающих не вызывающих капризность, в некоторых случаях можно легко усмотреть влияние отдельных физиологических свойств типа. Например, капризность Валерика на длительных утомительных занятиях, вероятно, объясняется слабостью нервных процессов. Капризность его после сна и при переключении с одной деятельности на другую, вероятно, объясняется инертностью нервных процессов. Однако остальные различия в ситуациях связаны с типом нервной системы и темпераментом более опосредствованно. Так, например, уступчивость в игре Валерика и агрессивность в игре Люды едва ли можно объяснить только различием в силе нервных процессов. Скорее это следует объяснить такими психологическими особенностями, как робость, боязливость Валерика и смелость Люды, которые обусловлены всем типом нервной системы в целом. Что представляют собой рассмотренные индивидуальные особенности в общении и в агрессивных реакциях? Одни из них характеризуют качественные особенности реакций и действий, в которых проявляется данное отношение личности.
Метки: агрессия, дети, реакция
Страницы: 1 2