Капризность


25Аналогичные факты были установлены при изуче­нии капризности у детей дошкольного возраста Э. И. Синельникова. Капризы в этом возрасте можно рассматривать как своеобразную агрессивную реакцию на неудовлетворение, каких – либо мотивов ре­акция фрустрации. Поэтому индивидуальные различия в проявлениях капризности характеризуют индивидуаль­ные различия в проявлениях агрессивной реакции, т. е. реакции, прямо противоположной общению. В работе Э. И. Синельниковой наблюдаемыми были двое разно­яйцевых близнецов: мальчик Валерик и девочка Люда лет. С месяцев они воспитывались в интернатных яс­лях, а с лет — в круглосуточном детском саду. Таким образом, условия воспитания у них были очень сходные, если не считать тех различий, которые связаны с разли­чием пола. Поэтому различия в проявлениях каприз­ности у них нельзя отнести за счет воспитания. У Валерика отмечены следующие свойства темпера­мента: замкнутость, медлительность, молчаливость, бы­страя утомляемость, трудность переключения с одной деятельности на другую. У Люды отмечены прямо про­тивоположные свойства: она подвижная, живая, жизне­радостная девочка; любит шумные коллективные игры; движения резкие, порывистые, энергичные; она не про­являет утомления после длительной и шумной игры; легко переключается с одной деятельности на другую. В ситуациях, вызывающих не вызывающих каприз­ность, в некоторых случаях можно легко усмотреть влия­ние отдельных физиологических свойств типа. Например, капризность Валерика на длительных утомительных за­нятиях, вероятно, объясняется слабостью нервных про­цессов. Капризность его после сна и при переключении с одной деятельности на другую, вероятно, объясняется инертностью нервных процессов. Однако остальные раз­личия в ситуациях связаны с типом нервной системы и темпераментом более опосредствованно. Так, например, уступчивость в игре Валерика и агрессивность в игре Люды едва ли можно объяснить только различием в силе нервных процессов. Скорее это следует объяснить таки­ми психологическими особенностями, как робость, бояз­ливость Валерика и смелость Люды, которые обусловле­ны всем типом нервной системы в целом. Что представляют собой рассмотренные индивиду­альные особенности в общении и в агрессивных реак­циях? Одни из них характеризуют качественные особен­ности реакций и действий, в которых проявляется дан­ное отношение личности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.