Индивидуальные различия


Соотношение выбора с самооценками позволило найти ин­дивидуальные различия, оказавшиеся характерологически по­казательными, поскольку результаты проведенного экспери­мента совпали с результатом другого эксперимента (на голово­ломке) и с показателями уверенности, полученными путем длительных наблюдений.
Возможна постановка естественных экспериментов для оп­ределения у человека типа нервной деятельности, который, как известно, является физиологической основой темперамента. Мо­гут быть спроектированы экспериментальные ситуации, которые, например, позволили бы сделать выводы по таким вопросам: ка­кова выносливость данного человека к сильным раздражениям, как он себя ведет при столкновении процессов возбуждения и торможения, при смене динамического стереотипа и т. п. Здесь предоставляется широкое поле для объективных исследований.
Естественный эксперимент имеет ряд преимуществ в сравне­нии с методами наблюдения. Не надо дожидаться, пока изуча­емая черта обнаружится в какой-то ситуации, можно создать эту ситуацию, а вместе с тем вызвать проявление исследуемой черты. Например, могут быть организованы игры для изучения смелости и выносливости, инициативности и решительности детей и т. п.
Учителя в повседневной работе применяют некоторые прие­мы, очень напоминающие естественный эксперимент. Приведем примеры.
Учитель замечает, что у ученика нет должного чувства от­ветственности, что он не любит и не умеет контролировать себя.
Тогда учитель дает ему ответственную работу лаборанта и сле­дит, как повлияет доверие к ученику на повышение у него чув­ства ответственности. Если высказываемое доверие пробуждает и развивает чувство ответственности, то это значит, что ученик имел твердо укрепившееся мнение о себе, поддерживаемое пло­хой репутацией у педагогов, и, не надеясь исправиться, прояв­лял безответственность.
Ученик, по предположению учителя, очень гордится своими способностями и мало работает. Учитель дает такому ученику особо трудные задания и наблюдает, проявит ли он при этих ус­ловиях должную настойчивость.
Метод естественного эксперимента не только не исключает вмешательства в течение изучаемого процесса или в проявления черт характера, но и всегда требует этого вмешательства. Основ­ной вопрос ставится так: как будет действовать человек при раз­ных, хорошо учитываемых условиях и какие черты характера он при этом проявит? Например, что предпочитает ученик: решить за определенное время несколько легких задач или одну, но труд­ную? В каком порядке он готовит уроки: начиная с трудного или с легкого? В каких случаях данный ученик обращается за по­мощью?

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.