Индивидуальные особенности


особенностиЛюди, живущие в совершенно одинаковых условиях, по-разному реагируют на изменения этих условий. Причина подобного явления лежит в особенностях данного организма, его конституции (constitutio – состав, устройство). Понятие конституции характеризуется всей суммой более или менее постоянных врожденных и приобретенных морфологических и функционально реактивных, в том числе и психических, особенностей, свойственных данному лицу, от которых зависят особенности его жизненных проявлений и реакций на внешние влияния. Следует помнить, что не только приобретенные, но и унаследованные особенности могут быть в значительной степени изменены под влиянием среды, в которой человек живет. Утверждение многих западных ученых, что конституция-это биологический фатум организма, неверно. На основании особенностей функционирования центральной нервной системы все варианты реактивности центральной нервной системы могут быть сведены к степени функциональной способности, силе основных нервных процессов – раздражительного и тормозного, их уравновешенности и степени подвижности этих процессов. Большей устойчивостью к воздействию экзогенных вредностей отличается нервная система собак сильного уравновешенного типа, легче развиваются невротические состояния у собак слабого неуравновешенного типа. Хотя вопрос о значении типов нервной деятельности очень важен, в частности для педиатра, к сожалению, общепринятой доступной методики их определения у человека еще нет. Некоторые врачи предлагают делить детей на четыре типа, исходя из соотношения коры и подкорковых центров. У первого, наиболее полноценного типа, который называют центральным уравновешенным типом, функции подкорковых центров хорошо контролируются и уравновешиваются сильной корой. У таких детей интенсивны и тормозные, и раздражительные процессы, быстро вырабатываются условные рефлексы. Они хорошо приспосабливают свои эмоции, инстинкты к меняющимся условиям среды, умеют управлять своим поведением, отличаются хорошим самообладанием, настойчивостью. Это волевые, работоспособные дети. Этот тип близок сильному, уравновешенному и подвижному типу . ю Второй тип – подкорковый. Сильно возбуждаемая подкорковая нервная система недостаточно регулируется корой. В поведении таких детей преобладают инстинкты, аффекты, эмоции; условные положительные эффекты у них обычно относительно слабы, тормозные функции тоже понижены. Условные рефлексы угасают медленно (стойкие привычки). Для них характерны колебания кортикальной реактивности. Это дети с неровным характером, недостаточно владеющие своими инстинктами, аффектами и эмоциями. Третий тип – корковый. У детей этого типа подкорковые функции развиты слабо, их возбудимость понижена, легко истощаема, в то время как мозговая кора функционирует нормально. Это бестемпераментные

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.