Индивидуальность психических особенностей
Такой двусторонний путь изучения помогает вскрыть роль антенатальных и постнатальных факторов формирования индивидуальных психических особенностей. Особое место в анамнезе индивидуальных психических особенностей занимает изучение однояйцовых и двуяйцовых близнецов. При этом мы можем сравнивать развитие однояйцовых близнецов в очень различных условиях среды и воспитания и Двуяйцовых близнецов в очень сходных условиях воспитания в семье и в школе. При таком двояком сопоставлении наиболее отчетливо обнаруживается сравнительная роль наследственных факторов и условий воспитания в формировании индивидуальных психических особенностей Готчальд.
Чем уже и ограниченнее различие в сопоставляемых условиях развития определенной индивидуальной психической особенности, тем более приближается анамнез к жизненному эксперименту и тем объективнее и точнее истолкование анамнестических фактов. Так, например, сравнение развития однояйцовых близнецов в резко различных условиях развития представляет собой подлинный эксперимент природы, так как наследственные особенности организма здесь полностью приравнены. В большинстве случаев, однако, различия в сопоставляемых условиях развития очень сложны и разнообразны. Поэтому для правильного объективного истолкования анамнестических фактов необходимы специальные методические критерии. Наиболее обстоятельно эти критерии проанализированы В. Н. Мясищевым и Н. И. Феоктистовой. Важнейшие из них следующие:
. Для правильного истолкования происхождения индивидуальных психических особенностей недостаточно установить внешние условия, в которых протекало развитие. Одни и те же внешние условия могут привести к формированию совершенно различных индивидуальных психических особенностей в зависимости от того, каковы в данный момент психические свойства и психическое состояние испытуемого. Так, например, стеснение свободы проявлений в семье у ребенка меланхолического темперамента, робкого, боящегося своими поступками огорчить мать, может воспитать пониженную активность, подавленное настроение, отсутствие самостоятельности. Между тем у другого ребенка, холерического темперамента, отчужденного от родителей и равнодушного к оценке родителями его поведения, те же условия воспитания создадут агрессивность, непослушание, упрямство. Поэтому в анамнезе внешние условия среды и воспитания необходимо постоянно сопоставлять с теми психическими свойствами и состояниями, которые были присущи ребенку в момент их действия.
Страницы: 1 2