Индивидуальность психических особенностей


Такой двусторонний путь изучения помогает вскрыть роль антенатальных и постнатальных факторов формирования индивидуаль­ных психических особенностей. Особое место в анамнезе индивидуальных психических особенностей занимает изучение однояйцовых и двуяйцовых близнецов. При этом мы можем сравнивать развитие однояйцовых близ­нецов в очень различных условиях среды и воспитания и Двуяйцовых близнецов в очень сходных условиях воспитания в семье и в школе. При таком двояком сопо­ставлении наиболее отчетливо обнаруживается сравни­тельная роль наследственных факторов и условий вос­питания в формировании индивидуальных психических особенностей Готчальд.
Чем уже и ограниченнее различие в сопоставляемых условиях развития определенной индивидуальной пси­хической особенности, тем более приближается анамнез к жизненному эксперименту и тем объективнее и точнее истолкование анамнестических фактов. Так, например, сравнение развития однояйцовых близнецов в резко раз­личных условиях развития представляет собой подлин­ный эксперимент природы, так как наследственные осо­бенности организма здесь полностью приравнены. В большинстве случаев, однако, различия в сопоставляе­мых условиях развития очень сложны и разнообразны. Поэтому для правильного объективного истолкования анамнестических фактов необходимы специальные ме­тодические критерии. Наиболее обстоятельно эти крите­рии проанализированы В. Н. Мясищевым и Н. И. Феок­тистовой. Важнейшие из них следующие:
. Для правильного истолкования происхождения ин­дивидуальных психических особенностей недостаточно установить внешние условия, в которых протекало раз­витие. Одни и те же внешние условия могут привести к формированию совершенно различных индивидуаль­ных психических особенностей в зависимости от того, каковы в данный момент психические свойства и психи­ческое состояние испытуемого. Так, например, стеснение свободы проявлений в семье у ребенка меланхолическо­го темперамента, робкого, боящегося своими поступка­ми огорчить мать, может воспитать пониженную актив­ность, подавленное настроение, отсутствие самостоятель­ности. Между тем у другого ребенка, холерического тем­перамента, отчужденного от родителей и равнодушного к оценке родителями его поведения, те же условия вос­питания создадут агрессивность, непослушание, упрям­ство. Поэтому в анамнезе внешние условия среды и вос­питания необходимо постоянно сопоставлять с теми пси­хическими свойствами и состояниями, которые были присущи ребенку в момент их действия.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.