Игра ребенка
Игра ребенка – это как бы первая ступень его труда, И относиться поэтому к ней следует серьезно, т. е. не как к детской прихоти, а как к необходимому моменту в общем развитии ребенка.Наряду с игрой уже в ранние годы в интересах полноты жизни ребенка и, следовательно, в интересах его здорового душевного развития постепенно все более значительное место должна занимать трудовая деятельность. Оттесняя постепенно игру, она должна, подобно игре, быть увлекательной для ребенка, близкой ему по содержанию, отвечать его потребностям.
Из всех вопросов воспитания вопросы об авторитете взрослых, о послушании детей и их дисциплине являются наиболее сложными. Есть родители и немало педагогов, которые считают, что безусловное признание детьми авторитета взрослых, беспрекословное подчинение ему, полное послушание – важнейшие и необходимые условия правильной организации воспитательной работы.
В глазах многих воспитателей нет добродетели более высокой, чем послушание, и нет худшего порока, чем своеволие. Существует и еще недавно пользовался большой распространенностью среди воспитателей другой взгляд, а именно, что ребенок больше всего нуждается в свободе действий, что всякий гнет и вмешательство в его жизнь взрослых может лишь пагубным образом влиять на расцвет его естественных дарований. Наиболее резко выразил эту мысль наш знаменитый писатель Л. Н. Толстой, считавший, что не дети должны учиться у взрослых, а взрослые должны учиться у детей.
Нет ничего нелепее представления о ребенке как о существе, наделенном от природы особым даром находить всегда правильные пути для своего развития. Такого рода проповедь свободного воспитания или, точнее, свободы от воспитания может привести лишь, как мы в этом убедились на примерах беспризорничества, к моральному и умственному одичанию.
Детская натура, говорил Н. А. Добролюбов, весьма склонна к подражанию, и будучи предоставлена самой себе она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгнать укоренившиеся дурные навыки.
Но и неправильно видеть в неограниченном господстве авторитета взрослых, в постоянном безропотном послушании детей вернейшее и решающее средство правильного их развития.
Метки: игра, развитие, ребенок
Страницы: 1 2