Идеология общества
Л. И. Божович дает понятию об отношениях личности несколько иную характеристику. Она различает объективные и субъективные отношения. Объективные отношения — это отношения между людьми, например отношения между учениками, или между учеником и учителем, или между учеником и родителями. Главную роль в объективных отношениях играют требования, предъявляемые к человеку объективными условиями деятельности, в которой он участвует, и обществом. Субъективное отношение — это «как сам ребенок относится к действительности»,. Это отношение обусловлено «качествами… личности, переживаниями, взглядами, стремлениями и проч.» там же. Предметом психологического исследования являются т лишь субъективные отношения, но определяются они конечно, объективными отношениями. Субъективные отношения Л. И. Божович определяет как «внутреннюю позицию». Внутренняя позиция раскрывается дальше как система потребностей и стремлений, из которой в данных объективных условиях вытекают основные цели и задачи деятельности.
Одни и те же объективные отношения, например требования, предъявляемые к ученику школой и родителями, могут породить различную внутреннюю позицию в зависимости от сложившихся ранее потребностей и стремлений.
Психологическая специфика отношений личности в концепции Л. И. Божович выступает значительно яснее, так как отношение личности характеризуется не только его объективным содержанием, но и мотивацией. При одном и том же объективном содержании отношение может быть психологически различно в зависимости от того, чем оно мотивировано. Так, например, отрицательное отношение к учению, присущее различным ученикам, имеет одно и то же объективное содержание. Между тем внутренняя позиция этих учеников может быть различной. У одного отрицательное отношение к учению мотивировано очень активными внеучебными интеллектуальными интересами. Пользуясь этим критерием, мы можем несколько яснее различать отношение как идеологическую характеристику личности от психологической характеристики отношения личности. Однако этот критерий все же недостаточен. Политические убеждения и мировоззрение тоже характеризуют субъективное, а не объективное отношение. Они характеризуют стремления человека, а не те объективные социальные отношения, в которых он участвует. Идеология человека также определяет его внутреннюю позицию, т. е. цели и задачи в данной общественной ситуации. Наконец, идеология тоже обусловлена определенными мотивами — классовыми и политическими интересами. Для того чтобы различение было возможно, необходимо уточнить, что именно понимается под мотивацией отношения. Отмщение личности как идеологическое свойство обусловлено лишь социально – типичными, а не индивидуально – своеобразными мотивами. Отношение личности как психологическое качество личности обусловлено не только социально – типичными, но и индивидуально – своеобразными мотивами.
Страницы: 1 2