Форма восприятия
Это тоже сочинение интерпретирующего типа, но совсем противоположное предыдущему: оно очень грустно по содержанию. Все привнесенное автором в воспринимавшуюся картину печально. Из беседы выяснилось, что его автор — ученица, которая считала неинтересным в сочинении «дать лишь фотографию картины. На вопрос: «Почему же у вас сочинение получилось такое печальное?» — она сказала: «Я как-то лучше воспринимаю грустное». Эта ученица, по отзыву педагога, обидчивая, легкоранимая, плохо справляется с жизненными неприятностями.
Когда идет речь о наблюдении как особой форме восприятия, то можно еще указать индивидуальные различия по степени уверенности и самостоятельности в наблюдении. Эти различия, например, довольно отчетливо сказались на занятиях по систематике растений, когда ученикам требовалось установить вид растения.
Ученик Борис Т. подчеркнуто самостоятелен. Он не смотрит на товарищей, так, как заинтересован, получить свой результат.
Поиски в растении значимых для определения деталей он проводит уверенно.
Ученица Инна Р. не рассчитывает на получение результата самостоятельно, а присматривается к товарищам. Она очень боится ошибиться и потому не уверена в себе.
Уверенность и самостоятельность в наблюдении часто совпадают, но не всегда. Бывает, например, так, что уверенность в большой мере основана на возможности «позаимствовать от товарища», т. е. сочетается с несамостоятельностью, самостоятельность в наблюдении может сочетаться с повышенной самокритичностью и неуверенностью.
Влияние характера на восприятие и наблюдение хорошо показано в художественной литературе. Достаточно вспомнить, насколько у Дон-Кихота и Санчо Пансы, людей, диаметрально противоположных по характеру, были различны восприятия одних и тех же предметов.
Метки: развитие, сочинение, форма
Страницы: 1 2