Форма восприятия


057Это тоже сочинение интерпретирующего типа, но совсем про­тивоположное предыдущему: оно очень грустно по содержанию. Все привнесенное автором в воспринимавшуюся картину печаль­но. Из беседы выяснилось, что его автор — ученица, которая считала неинтересным в сочинении «дать лишь фотографию кар­тины. На вопрос: «Почему же у вас сочинение получилось такое печальное?» — она сказала: «Я как-то лучше воспринимаю груст­ное». Эта ученица, по отзыву педагога, обидчивая, легкорани­мая, плохо справляется с жизненными неприятностями.
Когда идет речь о наблюдении как особой форме восприятия, то можно еще указать индивидуальные различия по степени уверенности и самостоятельности в наблюдении. Эти различия, например, довольно отчетливо сказались на заня­тиях по систематике растений, когда ученикам требовалось уста­новить вид растения.
Ученик Борис Т. подчеркнуто самостоятелен. Он не смотрит на товарищей, так, как заинтересован, получить свой результат.
Поиски в растении значимых для определения деталей он про­водит уверенно.
Ученица Инна Р. не рассчитывает на получение результата самостоятельно, а присматривается к товарищам. Она очень бо­ится ошибиться и потому не уверена в себе.
Уверенность и самостоятельность в наблюдении часто совпа­дают, но не всегда. Бывает, например, так, что уверенность в большой мере основана на возможности «позаимствовать от то­варища», т. е. сочетается с несамостоятельностью, самостоятель­ность в наблюдении может сочетаться с повышенной самокритич­ностью и неуверенностью.
Влияние характера на восприятие и наблюдение хорошо по­казано в художественной литературе. Достаточно вспомнить, насколько у Дон-Кихота и Санчо Пансы, людей, диаметрально противоположных по характеру, были различны восприятия од­них и тех же предметов.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.