Физиологическое отношение


В физиологическом отношении плавание существенно отличается от всех других локомоций, так как совершается в однородной среде с большей плотностью, в горизонтальном положении и при отсутствии ан­тигравитационного напряжения мышц. Овладеть навыками плавания подростку довольно сложно. В наземных условиях действуют многочис­ленные рефлексы, связанные с действием силы тяжести, которые закреп­ляются в процессе жизнедеятельности. В плавании эти рефлексы долж­ны быть подавлены и выработаны новые. В связи с этим, чем младше возраст начала обучения, тем легче приобрести навык плавания. Кроме того, при плавании возникают трудности в перестройке дыхания. Обыч­ное, т. е. автоматически совершаемое, дыхание является двухтактным (вдох – выдох). У пловцов же дыхание четырехтактное: вдох над во­дой- задержка – выдох в воду – задержка. Кратковременные задерж­ки дыхания создаются для того, чтобы препятствовать проникновению воды в легкие.Ациклические движения отличаются от циклических тем, что у них отсутствует систематическая повторяемость одних и тех же циклов. Из отдельных ациклических движений, например, складывается сложная двигательная комбинация в гимнастике. Прыжки и метание, поднятие тяжести и прицельные броски относятся также к ациклическим движе­ниям.
Многообразие физических упражнений создает большие возможно­сти для их сочетания и целенаправленного воздействия на организм. Выбор тех или иных упражнений определяется задачами физического воспитания. Для общего и разностороннего развития подростков необхо­дим широкий диапазон разнообразных физических упражнений. При спортивной же специализации, наоборот, выбор упражнений ограничен. Движения спортсмена по своей структуре должны быть подобны тем, ко­торые выполняются на соревнованиях в избранном виде спорта. Объем­ное соотношение общеразвивающих и специализированных упражнений в физическом воспитании подростков должно напоминать пирамиду, в основании которой находится общая физическая подготовка.
Воздействие физических упражнений на организм подростков опре­деляется их видом, интенсивностью и продолжительностью выполнения, числом повторений, а также длительностью и характером проводимого отдыха. Упражнения с преобладанием статического компонента оказы­вают совершенно иное влияние, чем с динамическим компонентом. Ши­роко известно, что статические упражнения вызывают наибольшее утом­ление подростков (М. И. Виноградов, 1958; В. В. Розенблат, 1961, и др.). Высокая утомляемость этих упражнений определяется наличием непре­рывного возбуждения нервных клеток в то время как при выполнении динамических упражнений происходит чередование сокращения и рас­слабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных центров.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.