Физиологическое отношение
В физиологическом отношении плавание существенно отличается от всех других локомоций, так как совершается в однородной среде с большей плотностью, в горизонтальном положении и при отсутствии антигравитационного напряжения мышц. Овладеть навыками плавания подростку довольно сложно. В наземных условиях действуют многочисленные рефлексы, связанные с действием силы тяжести, которые закрепляются в процессе жизнедеятельности. В плавании эти рефлексы должны быть подавлены и выработаны новые. В связи с этим, чем младше возраст начала обучения, тем легче приобрести навык плавания. Кроме того, при плавании возникают трудности в перестройке дыхания. Обычное, т. е. автоматически совершаемое, дыхание является двухтактным (вдох – выдох). У пловцов же дыхание четырехтактное: вдох над водой- задержка – выдох в воду – задержка. Кратковременные задержки дыхания создаются для того, чтобы препятствовать проникновению воды в легкие.Ациклические движения отличаются от циклических тем, что у них отсутствует систематическая повторяемость одних и тех же циклов. Из отдельных ациклических движений, например, складывается сложная двигательная комбинация в гимнастике. Прыжки и метание, поднятие тяжести и прицельные броски относятся также к ациклическим движениям.
Многообразие физических упражнений создает большие возможности для их сочетания и целенаправленного воздействия на организм. Выбор тех или иных упражнений определяется задачами физического воспитания. Для общего и разностороннего развития подростков необходим широкий диапазон разнообразных физических упражнений. При спортивной же специализации, наоборот, выбор упражнений ограничен. Движения спортсмена по своей структуре должны быть подобны тем, которые выполняются на соревнованиях в избранном виде спорта. Объемное соотношение общеразвивающих и специализированных упражнений в физическом воспитании подростков должно напоминать пирамиду, в основании которой находится общая физическая подготовка.
Воздействие физических упражнений на организм подростков определяется их видом, интенсивностью и продолжительностью выполнения, числом повторений, а также длительностью и характером проводимого отдыха. Упражнения с преобладанием статического компонента оказывают совершенно иное влияние, чем с динамическим компонентом. Широко известно, что статические упражнения вызывают наибольшее утомление подростков (М. И. Виноградов, 1958; В. В. Розенблат, 1961, и др.). Высокая утомляемость этих упражнений определяется наличием непрерывного возбуждения нервных клеток в то время как при выполнении динамических упражнений происходит чередование сокращения и расслабления мышц, а следовательно, возбуждения и торможения нервных центров.
Метки: отношение, плотность, положение
Страницы: 1 2