Физические возможности
Более глубокое знание мира внутренних переживаний подростков позволяет понять все сложности и объективные трудности переживаемого ими самоутверждения в жизни. Он уже не ребенок, но, возвращаясь из школы, часто обращается к своим друзьям детства – привычным детским играм и игрушкам. Он уже не ребенок, но охотно перебирает детские игрушки в магазине, старательно сдерживая свой интерес к ним перед родителями и вместе с тем своим внешним обликом давая понять, как ему хочется иметь их. Он еще не юноша, обладающий самостоятельностью, но уже строит простейшие гипотезы, самостоятельно оценивает весьма сложные обстоятельства жизни, планирует свое будущее и др. Стремление к. самоутверждению в раннем отрочестве выражается в активных и часто демонстративных действиях, подчеркивающих отмежевание его от всего детского. Любые формы опеки и тем более чрезмерной опеки взрослых подросток встречает в этой связи отрицательно и даже враждебно.
Конфликты, возникающие между еще трудно сдерживаемыми желаниями, кажущимися столь легко достижимыми, возможностями и сложностью воплощения их в действительность определяют многие особенности внешних реакций подростка. Такие конфликты легко изживаются при правильной системе воспитания подростков в семье и школе. Подростковый период жизни ребенка неоднороден. При оценке разных этапов отрочества обращает на себя внимание одно важное обстоятельство. Если в целом возрастные основные особенности психического облика подростка закономерно повторяются и характерны для всех его сверстников, то своеобразно определяет качества его психики ранний подростковый возраст. Неустойчивое, меняющееся, в какой-то мере раздраженное, неустановившееся поведение особенно типично именного для этого периода. Если в раннем подростковом возрасте, умело используя такие элементы неустойчивости поведения, удается разумно корригировать их, то, как правило, последующее формирование психики подростка становится более целенаправленным, «гладким» и цельным. Наоборот, в тех случаях, когда качества отрицательного поведения формируются и не подвергаются разумной коррекции в 10- 12 лет, они становятся в большей или меньшей степени типичными и для всего периода отрочества.
Страницы: 1 2