Элементы развивающие индивидуальные особенности ребёнка


Наряду с элементами, проявляющими и развивающими индивидуальные особенности ребенка, имеются в жизни детского сада, несомненно, и элементы, способные сгла­дить некоторые индивидуальные особенности, установить известную однородность в формах поведения. Этот факт нет никаких оснований скрывать и затушевывать. Он вполне естествен. Ребенок рождается социальным суще­ством и воспитывается для жизни в обществе. Путь его развития своеобразен, но это своеобразие никоим образом не должно стать препятствием для включения его в общий поток коллективной жизни. Задача воспитателя, следова­тельно, заключается в том, чтобы имеющиеся в жизни детского сада нивелирующие тенденции проявляли свое действие лишь в рамках, необходимых и полезных для упорядоченного течения коллективной жизни и настолько гибких и нестеснительных, чтобы индивидуальные нужды и интересы отдельных детей не ущемлялись.К нивелирующим (в известных пределах) элементам жизни детского сада следует отнести общий для всех ре­жим, одинаковую обстановку, личность воспитателя, на­кладывающую на всех свою печать, подражательность и легкую внушаемость детей. Каждый из перечисленных моментов может не только нивелировать индивидуальные особенности или склонности, но и давать им выход и раз­вивать их. Возьмем, например, общий для группы детей режим. Он побуждает детей к однородным действиям, приучает их к одному и тому же ритму, не считаясь с имеющимися, несомненно, у каждого особыми, несколько уклоняющимися от этого установленного режима потреб­ностями, влечениями или вкусами. Но несомненно также и то, что сама упорядоченность коллективной жизни яв­ляется условием, чрезвычайно благоприятным для пра­вильного роста всей личности ребенка и, следовательно, для развития его индивидуальности. То же, но с еще большей силой можно сказать о влиянии личности воспитателя. Верно, что воспитатель своим личным примером и поведением, своим руководством направляет энергию детей по одному приблизительному руслу, ставит перед ними одни и те же задачи и цели и в этом смысле действует на всю группу в однородном направлении, но вместе с тем ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать им выход и примене­ние, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие воспитателя.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.