Эксперименты с флажками


31В комнате, изолированной от посторонних слуховых и зри­тельных раздражителей, находится стол экспериментатора, шесть детских стульев с размещенными на них двумя флажка­ми и тремя разноцветными кубиками. Испытуемый должен во­образить себя на корабле. Он сигнальщик, экспериментатор — капитан, отдающий распоряжения: сигналить флажками, быст­ро разносить письма (кубики).
В исходном положении ребенок встает у переднего стула спиной к экспериментатору, поднимает флажок правой рукой; на тыльную часть ладони его левой руки экспериментатор кла­дет красный кубик. По команде капитана (гудку тонометра) сигнальщик должен быстро положить флажок на место, откуда его взял (стул № 1), повернуться к моряку (стул №2), взять у него письмо (желтый кубик) и передать его другому моряку (стул № 3), а письмо от этого моряка (стул № 4) передать еще одному моряку (стул №5) и наконец сигнализировать подняти­ем флажка со стула № 6 капитану о выполнении приказа. Кра­сный кубик (письмо) во время всех действий должен быть удержан в руке; если же он упадет, следует его быстро поднять.
Учитываются: скорость первого движения, скорость выпол­нения всего задания, количество ошибок, неточности выполне­ния каждого задания, все раздражители, поданные эксперимен­татором, особенности поведения испытуемых.
Применение такой экспериментальной игры наряду с други­ми методами позволило Л. И. Уманскому в своем исследова­нии найти достаточно яркие индивидуальные различия не только в темпераменте, но и в характере детей в той мере, в какой во­обще можно говорить о характере ребенка дошкольного возра­ста. Весьма вероятно, что эксперимент фиксирует только раз­личия в психических состояниях, характерологическое значение которых может быть установлено лишь при продолжительном наблюдении над детьми и повторении экспериментов через раз­ные интервалы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.