Диалектическое понимание


Диалектическое пониманиеДиалектическое понимание психического и физиологического характерно для всех этапов павловских исследований. Например, изучая сложное поведение антропоидов, он анализировал явления понимания, «мышления» у обезьян с точки зрения возникающих здесь форм ассоциативной функции коры больших полушарий, т. е. та или другая деятельность мозга животного бралась в целом (без попыток вычленить психическую сторону) и изучались ее физиологические механизмы. Этот же принцип был выдержан и в постановке вопроса о второй сигнальной системе. И. П. Павлов писал: «Я не буду решать вопроса: каким образом материя мозга производит субъективные явления и т. д.? Я постараюсь только ответить на вопросы: какие физиологические явления, какие нервные процессы происходят в больших полушариях тогда, когда мы говорим, что мы сознаем себя, когда совершается наша сознательная деятельность?» (1949, с. 196— 197).
Этот принцип был взят как руководящий и в настоящем исследовании. Проблеме сигнальных систем посвящено большое количество статей, ряд монографий (Кольцова, 1958, 1967, 19736; Трауготт, 1961; Чуприкова, 1967; Шичко, 1969; Das, 1969), множество публикаций советских и зарубежных авторов, в которых представления о сигнальных системах рассматриваются в том или другом прикладном аспекте в связи с вопросами педагогики, языкознания, создания искусственного интеллекта и т. д.
В результате этих исследований в проблеме сигнальных систем в настоящее время выделилось два основных направления: а) изучение механизмов опосредования словом все более и более широких групп непосредственных раздражителей, т. е. развития обобщения словом и б) изучение физиологических основ внутренней речи. Первое направление, очевидно, успешнее всего может разрабатываться систематическими исследованиями в онтогенезе ребенка, в условиях постепенного формирования интегративной функции мозга — от элементарных до наиболее сложных ее проявлений. Второе должно касаться организмов, созревание которых происходит сравнительно быстро (внутренняя речь возникает у детей в возрасте около 5 лет), поэтому задача изучения внутренней речи может решаться только на детях старшего возраста и взрослых людях.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.