Cоциальная экстраверсия
Кроме того, социальная экстраверсия — интроверсия дает наибольшую степень тождества при исследовании ее различными наборами испытаний. Поэтому социальная экстраверсия — интроверсия может быть надежным симптомом всего симптомокомплекса экстраверсии — интроверсии и, следовательно, зависит от этого свойства темперамента. В работе А. И. Ильиной индивидуальные особенности в общении сопоставляли у испытуемых сильных, уравновешенных, подвижных и сильных, уравновешенных, инертных. Тип устанавливался при помощи лабораторных испытаний по кожногальваническому показателю, а также на основе анамнеза. Сангвиники проявили в общении экстравертированные особенности: легко устанавливали общение, были инициативны и активны в общении, общались с широким кругом людей. Флегматики проявили противоположные особенности. Поэтому можно утверждать с достаточной достоверностью, что экстраверсия — интроверсия также зависит от общего типа нервной системы, преимущественно от подвижности нервных процессов, и обладает всеми отличительными признаками свойств темперамента.
Зависимость экстраверсии — интроверсии от силы нервных процессов недостаточно подтверждена. Что же представляют собой все те индивидуальные психические особенности, которые обладают всеми отличительными признаками свойств темперамента и зависят от общего типа нервной системы или отдельных его свойств? К числу этих особенностей относятся не только особенности эмоционально – волевой сферы, но и такие, как работоспособность, утомляемость, гибкость или инертность приспособления, ригидность, экстраверсия и интроверсия. Таким образом, фактически подтверждается, что традиционное понятие темперамента должно быть значительно расширено и не может быть сведено лишь к индивидуальным особенностям эмоциональных и волевых процессов. С другой стороны, все эти особенности выполняют не только функцию свойств темперамента, определяя динамику деятельности. От них зависит также продуктивность деятельности. Следовательно, они характеризуют также способности. В сущности, и индивидуальные особенности эмоционально – волевой сферы также играют важную роль в продуктивности деятельности. Так, в типологическом исследовании труда ткачих Е. А. Климов показал, как сказываются на продуктивности труда такие качества, как эмоциональная лабильность, неустойчивость чувств и настроений, чрезмерная возбудимость чувств и т. п. Н. С. Лейтес нашел зависимость способностей в учебной деятельности от общего типа, причем общий тип в его работе устанавливается по таким «жизненным показателям», которые представляют собой не что иное, как эмоциональные особенности темперамента. Таким образом, все свойства темперамента представляют собой одновременно и способности, хотя, разумеется, не всякая способность представляет собой свойство темперамента.
Страницы: 1 2