Чутье, опыт и понимание
Об этой форме индивидуализации наши воспитатели часто забывают и таким образом впадают в ту же ошибку, которую делают неопытные врачи, когда они нервному, мнительному больному толкуют о его нервности и об опасности, которой она грозит ему, или родители, когда они заикающегося ребенка поправляют на каждом слове и требуют от него усилий, чтобы преодолеть свой недостаток.
Конечно, не всегда индивидуальный подход имеет целью устранение каких-либо особенностей ребенка. Часто своеобразие личности ребенка заключается в ценных качествах (инициатива, творческая активность, организаторские способности, богатство речи). В таких случаях индивидуализация воспитания должна выражаться в таком руководстве, в такой организации жизни ребенка в детском саду и в семье, которые открывали бы широкие возможности для проявления этих особенностей, для их укрепления и совершенствования, для их использования как в целях индивидуального развития, так и в целях обогащения всего коллектива.
Все сказанное до сих пор имело в виду общее выяснение и освещение вопроса об индивидуализации воспитания. Мне следовало бы теперь перейти к разбору отдельных конкретных форм своеобразия личности ребенка, по отношению к которым индивидуальный подход должен носить каждый раз особый характер и ставить себе особые цели. Коснусь двух форм своеобразия: своеобразия интересов и своеобразия одаренности.
Страницы: 1 2