Чутье, опыт и понимание
Не следует делать вывод, что воспитатель должен взвешивать на весах свое внимание, ласку и приветливость и каждому уделять равное количество их и в одинаковой форме. Чутье, опыт и понимание в каждом случае подскажут воспитателю, в какой мере и в какой форме данный ребенок нуждается во внимательном отношении к нему, в поощрении, в ласке. Но никто из детей не должен быть обойден. Каждый ребенок, повторяем, имеет право и на внимание, и на ласку, и на поощрение, и на руководство,- таков принцип нашей педагогики, и ему надо следовать.А между тем наши педагоги часто уделяют все свои силы и внимание детям, которые своими особенностями создают известные трудности в воспитательной работе, окружают почетом одаренных в каком-либо отношении детей, очень пригодных для выступлений и показа, и нередко оставляют в тени, вне поля своего наблюдения, так называемых средних детей. И такое явление мы наблюдаем не только в обычных детских садах, но и в работе некоторых отличников. Такое отношение воспитателя к «среднему» ребенку неправильно.
Под лозунгом индивидуализации, как было уже указано, в детский сад проникают иногда такие приемы, которые иначе как уродливыми нельзя назвать. В ряде случаев индивидуальный подход принимает характер простого потворства капризам, искусственного изнеживания, неестественной, нездоровой изощренности. Все эти и подобные им извращения очень часто вытекают из неясного или неправильного представления о целях индивидуализации воспитания. Забывают, что в большом числе случаев так называемый индивидуальный подход к ребенку направлен к тому, чтобы устранить некоторые особенности ребенка, некоторые изъяны в его характере и поведении (например, замкнутость, грубость, капризы), так как они тормозят его здоровое развитие и мешают ему плодотворно (для себя и для других) участвовать в коллективной жизни.
Одной из форм индивидуального подхода, достигающей указанной цели, является не подчеркивание тех или иных черт ребенка, не выделение их, не фиксирование на них внимания самого ребенка и окружающих, а внешнее по крайней мере игнорирование их, видимое равнодушие к ним.
Метки: внимательность, понимание, чутье
Страницы: 1 2