Итак, следя за чистотой ребенка, добиваясь чистоты в помещении и на площадке, разъясняя матерям и отцам значение чистоты, воспитатель делает большое, важное дело: он охраняет и сохраняет здоровье ребенка. Здесь нет мелочи, которая не имела бы значения. Время и силы, которые воспитатель тратит, в полной мере вознаграждаются.
Переходим ко второму основному требованию физического воспитания – к вопросу о здоровом питании. Оно также вытекает из особенных свойств детского организма. Чем ребенок существенно отличается от взрослого? Тем, что он растет, что он чрезвычайно активен, расточителен, порой очень неэкономно тратит свои силы, всегда жаждет движения, стремится действовать. Взрослый человек часто нуждается, я бы сказал, в некоторой зарядке для деятельности. Не таков здоровый ребенок. Наоборот, он нередко нуждается в том, чтобы несколько успокоить его чрезмерную активность.
Но ясно, что, для того чтобы усиленно расти, двигаться, играть, нужны источники средств и сил. Взрослый должен постоянно ремонтировать свое тело. То, что изнашивается и разрушается в его теле в ходе труда – физического и умственного, должно восстанавливаться. Ребенок не только восстанавливает разрушающиеся частицы тела, но строит новые: он растет. Чистота только охраняет здоровье ребенка, источником же его здоровья и сил является пища. Перед нами встает, таким образом, одно из важнейших требований физического воспитания – требование здорового питания.
Я не буду вдаваться в подробности; остановлюсь только на основном, на том, что всегда нужно иметь в виду, и на тех ошибках, которые допускаются часто в питании ребенка и которых следует избегать.
Итак, следя за чистотой ребенка, добиваясь чистоты в помещении и на площадке, разъясняя матерям и отцам значение чистоты, воспитатель делает большое, важное дело: он охраняет и сохраняет здоровье ребенка. Здесь нет мелочи, которая не имела бы значения. Время и силы, которые воспитатель тратит, в полной мере вознаграждаются.
Переходим ко второму основному требованию физического воспитания – к вопросу о здоровом питании. Оно также вытекает из особенных свойств детского организма. Чем ребенок существенно отличается от взрослого? Тем, что он растет, что он чрезвычайно активен, расточителен, порой очень неэкономно тратит свои силы, всегда жаждет движения, стремится действовать. Взрослый человек часто нуждается, я бы сказал, в некоторой зарядке для деятельности. Не таков здоровый ребенок. Наоборот, он нередко нуждается в том, чтобы несколько успокоить его чрезмерную активность.
Но ясно, что, для того чтобы усиленно расти, двигаться, играть, нужны источники средств и сил. Взрослый должен постоянно ремонтировать свое тело. То, что изнашивается и разрушается в его теле в ходе труда – физического и умственного, должно восстанавливаться. Ребенок не только восстанавливает разрушающиеся частицы тела, но строит новые: он растет. Чистота только охраняет здоровье ребенка, источником же его здоровья и сил является пища. Перед нами встает, таким образом, одно из важнейших требований физического воспитания – требование здорового питания.
Я не буду вдаваться в подробности; остановлюсь только на основном, на том, что всегда нужно иметь в виду, и на тех ошибках, которые допускаются часто в питании ребенка и которых следует избегать.