Черты ребенка


Практические выводы: 1) при изучении своеобразных черт ребенка мы должны пытаться найти некоторое объединяющее их на­чало, накладывающее печать на личность ребенка; 2) за явными формами поведения мы должны выяснить подчас скрытые движущие силы и 3) внимательным и терпели­вым исследованием мы должны выявить силу и слабость ребенка и то, что составляет его силу, сделать рычагом воспитания.Одна из основных ошибок воспитания заключается в том, что внимание взрослых привлекают к себе главным образом уклонения в развитии и неправильные формы по­ведения детей; и на непосредственную борьбу с ними, на выпрямление, искоренение их направляются все силы, все меры воздействия. Необходимо, однако, признать, что не­посредственная борьба с недостатками часто оказывается бесплодной. Более того, она порой вредна, так как, погло­щая всецело силы и внимание воспитателя, закрывает от глаз его и сущность воспитательной работы, и самую лич­ность ребенка. Надо твердо укрепиться в той мысли, что сущность воспитательной работы – созидание; вос­питательный процесс – это прежде всего процесс созида­тельный, а не исправительный и тем более не карательный. Сущность ребенка как человеческой личности заключается не в недостатках, с которыми родители борются, и даже не в дарованиях, которые они нередко односторонне оце­нивают; истинная сущность ребенка как человеческой личности, находящейся в стадии роста и расцвета, заклю­чается в ее способности, в ее возможности и постоянном стремлении стать лучше, совершеннее. Исходя из такого понимания личности ребенка, воспитатель должен всегда видеть и ставить перед собой цели созидания в ребенке новых ценностей. Именно такая созидательная работа яв­ляется и лучшим средством борьбы с отрицательными сторонами личности ребенка.
Следует ли из сказанного заключить, что надо совер­шенно отказаться от путей непосредственного воздейст­вия? Отнюдь нет. Но они полезны лишь при условии, если непосредственное воздействие не отвлечет от основного пути воспитания ребенка. Все наши меры непосредствен­ного воздействия на отдельные стороны ребенка должны освещаться глубоким пониманием данной индивидуально­сти в целом. Воспитывая ребенка, организуя его жизнь и деятельность, мы должны помнить, что в личности ре­бенка отражается и преломляется окружающее и что лич­ность ребенка в свою очередь стремится к наиболее пол­ному и действенному проявлению вовне.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.