Черты ребенка
Практические выводы: 1) при изучении своеобразных черт ребенка мы должны пытаться найти некоторое объединяющее их начало, накладывающее печать на личность ребенка; 2) за явными формами поведения мы должны выяснить подчас скрытые движущие силы и 3) внимательным и терпеливым исследованием мы должны выявить силу и слабость ребенка и то, что составляет его силу, сделать рычагом воспитания.Одна из основных ошибок воспитания заключается в том, что внимание взрослых привлекают к себе главным образом уклонения в развитии и неправильные формы поведения детей; и на непосредственную борьбу с ними, на выпрямление, искоренение их направляются все силы, все меры воздействия. Необходимо, однако, признать, что непосредственная борьба с недостатками часто оказывается бесплодной. Более того, она порой вредна, так как, поглощая всецело силы и внимание воспитателя, закрывает от глаз его и сущность воспитательной работы, и самую личность ребенка. Надо твердо укрепиться в той мысли, что сущность воспитательной работы – созидание; воспитательный процесс – это прежде всего процесс созидательный, а не исправительный и тем более не карательный. Сущность ребенка как человеческой личности заключается не в недостатках, с которыми родители борются, и даже не в дарованиях, которые они нередко односторонне оценивают; истинная сущность ребенка как человеческой личности, находящейся в стадии роста и расцвета, заключается в ее способности, в ее возможности и постоянном стремлении стать лучше, совершеннее. Исходя из такого понимания личности ребенка, воспитатель должен всегда видеть и ставить перед собой цели созидания в ребенке новых ценностей. Именно такая созидательная работа является и лучшим средством борьбы с отрицательными сторонами личности ребенка.
Следует ли из сказанного заключить, что надо совершенно отказаться от путей непосредственного воздействия? Отнюдь нет. Но они полезны лишь при условии, если непосредственное воздействие не отвлечет от основного пути воспитания ребенка. Все наши меры непосредственного воздействия на отдельные стороны ребенка должны освещаться глубоким пониманием данной индивидуальности в целом. Воспитывая ребенка, организуя его жизнь и деятельность, мы должны помнить, что в личности ребенка отражается и преломляется окружающее и что личность ребенка в свою очередь стремится к наиболее полному и действенному проявлению вовне.
Метки: вывод, изучение, терпеливость
Страницы: 1 2