Анализ биографии


09Анализируя биографии, необходимо предъявлять к ним не­которые требования, имеющие силу для всех или, по крайней мере, для большинства исследований:
1) со всей отчетливостью должно быть сформулировано, что именно в личности человека подлежит прослеживанию по жиз­ненным этапам;
2) черты характера должны изучаться с учетом всех условий его формирования, и прежде всего условий воспитания;
3) особое значение имеет процесс становления характера, вы­деление переходных моментов, критических и противоречивых этапов;
4) каждое положение следует подкреплять фактическим ма­териалом;
5) при оценке биографии должно быть ясно, какую роль при ее составлении играли методы наблюдения, беседы, анализ про­дуктов деятельности, а также из каких источников получены при­водимые факты.
В советской психологии использование биографий при изуче­нии проблем личности получило широкое распространение. Од­ним из пионеров в разработке этого источника в нашей отечест­венной психологии является Н. А. Рыбников.
В отдельных случаях при изучении характера могут быть ис­пользованы биографические романы, в которых допустимы не­которые отклонения от действительности: введение вымышлен­ных действующих лиц, выделение у героев романа отдельных черт характера.
В качестве примеров можно привести романы А. Толстого «Петр I», В. Шишкова «Емельян Пугачев», М. Ауэзова «Абай», Ю. Тынянова «Смерть Вазир Мухтара», «Кюхля», С. Голубова «Багратион». Подобно другим художественным произведениям, биографические романы дают характеристики героев в образах, но при анализе этих романов психологу надо знать и подлинную биографию, чтобы уметь отделить вымысел от действительности.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.