Уменьшение работоспособности
В процессе тренировки, как правило, наступает утомление. Оно обозначает временное уменьшение работоспособности, выражающееся в снижении количества и качества работы, ухудшении координации рабочих функций и т. д. В деятельности групп здоровья допускается небольшое или умеренное утомление в отличие от тренировки спортивной, связанной с максимальными физическими нагрузками, близкими к пределу функциональных возможностей организма.О степени утомления, а следовательно, и соответственном регулировании нагрузки, позволяет судить нижеприведенный примерный образец внешних признаков утомления, разработанный В. Н. Коваленко и Л. И. Жариковым (1969). Физические упражнения и эмоции, связанные с их выполнением. Считается, что эмоции возникают в результате возбуждения, которое охватывает многие отделы мозга – ряд нервных образований в лимбической коре, гипоталамическую область, ретикулярную формацию и более или менее широко кору больших полушарий. Возникновение эмоционального возбуждения могут вызвать изменения в составе крови, интерорецептивные раздражения, внешняя среда. При этом возбуждаются центры вегетативной нервной системы и усиливается деятельность эндокринных желез, особенно надпочечников. Это определяет генерализованный характер эмоциональных изменений в организме, связанных с рефлекторными актами и меняющих их протекание (П. К. Анохин, 1968).
В любом руководстве по физической культуре для разных возрастных групп подчеркивается значение положительных эмоций для достижения целей физического воспитания. Здесь спорить не приходится. Вопрос лишь в том, какой степени выраженности должно быть эмоциональное возбуждение, поскольку оно является дополнительной нагрузкой, которую необходимо дозировать, подобно тому, как дозируется мышечная нагрузка. Занимаясь с людьми среднего и пожилого возраста, необходимо постоянно помнить, что эмоции меняют работоспособность человека, и учитывать это при планировании занятий. С одной стороны, повышение работоспособности предоставляет возможность выполнить большую по объему и интенсивности мышечную работу, что повышает эффективность тренировочного процесса; с другой – рост объема и интенсивности нагрузки при чрезмерных, неуправляемых эмоциях может скрадывать, делать незаметным наступление критической нагрузки, часто приводящей к срыву деятельности важнейших систем организма или к так называемому явлению перетренированности, свойственной как молодым спортсменам, так и пожилым физкультурникам.
Между тем слабая эмоциональная окраска урока снижает его эффективность в противоположность высокоэмоциональным занятиям, иначе говоря, эмоциональный фон усиливает влияние упражнений. Замечено, что эмоциональное возбуждение более активно проявляется при игровой форме проведения занятий, музыкальном сопровождении, умелом акцентировании выразительности, пластичности движений. Под игровой формой проведения урока мы понимаем не насыщение его различными подвижными или спортивными играми (они могут быть составной частью урока), а использование принципа игры при выполнении самых различных физических упражнений. Так, например, бег можно использовать и как элемент детской игры в пятнашки, и как бег за лидером или бег, в процессе которого нужно следить за действием преподавателя и его командами, изменяя направление, искать партнера, преследовать «противника», преодолевать дистанцию определенным способом и т. п.
Метки: работоспособность, тренировка, утомление
Страницы: 1 2