Современные дети, новое поколение, наша смена... Мы так часто употребляем эти слова, что их подлинный глубокий смысл воспринимается порою стерто и шаблонно. В такие же словесные штампы превратились, увы, и обозначение нашего века как атомный век, век электроники, век телевидения, космический век, наконец, век научно-технической революции. При воспитании детей мы иногда забываем, что эти понятия («современные дети» и «новые технологии») тесно связаны между собой.
В конце 40-х — начале 50-х годов тогдашние первоклассники (сегодняшние папы и мамы, а то и «юные» бабушки и дедушки), как о чем-то фантастическом, говорили о космических полетах, а скорость 11 км/с казалась немыслимой и невозможной. Обыкновенный для нынешнего ребенка телевизор в те годы был неизвестен большинству взрослых людей, не говоря уже о детях. А электронно-вычислительная аппаратура? А скоростные лайнеры? А... Да и сам темп жизни, степень информированности, уровень материальной обеспеченности — все было другим, далеко не таким, как сейчас. Современные дети совершенно не знают и не понимают, что такое голод, что такое воздушная тревога, бомбежка, эвакуация, столь знакомые теперешним сорокалетним. (Речь, естественно, идет не о книжном знании.)
Все эти изменения в жизни и окружающем мире — объективная предпосылка для появления у подрастающего поколения определенного образа мыслей, вкусов, привычек, жизненных установок, материально-бытовых и культурных запросов, отличных от таковых у предшественников.
Поэтому когда нынешние мамы и папы заявляют своим чадам: «Мы в твои годы... ни о чем таком...», они выражают тем самым явную педагогическую безграмотность.
Извинительно, правда, то, что подобные «жалобы» повторяются из поколения в поколение. Быть может, на пороге следующего века сегодняшние первоклашки, ставшие уже сами папами и мамами, тоже повторят сию ошибку. Ведь сейчас никому не известно, какие запросы возникнут у первоклассников следующего века.
Количество показов: 3116
Рейтинг:
2.63