Духовные потребности — специфические человеческие феномены, характеризующие высокий уровень развития личности. Духовные потребности привели к возникновению физической культуры как общественного явления, которая связана не только с физическим совершенствованием человека, но и с получением эстетического наслаждения. Физическая культура предоставляет большие возможности и для удовлетворения потребности в творчестве.
Потребности, являющиеся объективными нуждами каждого человека в определенных объектах и условиях существования, должны рассматриваться как первопричина активности и поведения человека. Все многочисленные потребности принято делить на три группы: материальные, духовные и социальные.
Возникновение и развитие теории деятельности — заслуга психологии. Проблема деятельности поднималась еще в 20-х годах нашего столетия многими психологами, в том числе К. Н. Корниловым, П. П. Блонским, М. Я. Басовым, противопоставлявшими традиционной психологии сознания поведенческую психологию. В дальнейшем в трудах С. Л. Рубинштейна были преодолены недостатки поведенческой трактовки деятельности.
Физическое воспитание школьников и занятия спортом — это процесс взаимодействия ученика или спортсмена, с одной стороны, с учителем или тренером, а с другой — с внешнесредовыми факторами: температурой и влажностью воздуха, шумом, зрительными, слуховыми и тактильными раздражителями, исходящими от партнеров по команде, противника, зрителей и т. п. Воздействуя на человека, эти факторы управляют его поведением, поступками.
Учение о деятельности является одним из главных в психологии. Единство сознания и деятельности, психики и деятельности, этот важнейший принцип психологии, впервые выдвинутый выдающимся психологом С. Л. Рубинштейном и развитый затем его последователями, прежде всего Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым, подчеркивает ведущую роль психики в спортивной деятельности, сознательного и волевого контроля ее.
Стремление рассматривать проблему с различных сторон и с единых позиций нашло отражение в возникновении в конце 40-х гг. нашего столетия новой научной дисциплины — эргономики, которая изучает деятельность человека не только в профессионально-трудовой, но и в спортивной сфере. Комплексный подход в рассмотрении проблем не означает умаление роли физиологии и психологии.
Закономерности физического воспитания и спортивной деятельности рассматриваются с позиций синтеза физиологии и психологии, что открывает новые возможности в управлении процессом обучения и тренировки, регуляции различных психофизиологических состояний спортсменов, совершенствовании системы отбора в различные виды спортивной деятельности.
На начальной стадии занятий спортом мотивы характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (обычно дети и подростки начинают заниматься несколькими видами спорта, «ищут себя», при этом часто первоначально выбирают не тот вид спорта, в котором в будущем добиваются успеха), непосредственностью интересов («занимаюсь, потому что люблю физкультуру», «спорт мне нравится»), включают моменты долженствования.
В начальных классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, а девочки — подвижным. Все упражнения учебной программы в этих классах нравятся учащимся примерно в равной мере. Начиная с IV класса различия в содержании интересов начинают все больше и больше дифференцироваться. Почти одна треть девочек-шестиклассниц не любит общеразвивающие упражнения, у них проявляется интерес к гимнастике и акробатике.
Сейчас об этом много говорят и спорят. Помимо всяческих бед и вреда, телевизор приносит и пользу: расширяет кругозор ребенка, развивает его интеллектуально. Поэтому не в строгих почасовых нормах дело, не только в них, а больше в том, как проводит ребенок время у телевизора, что получает от него. Ведь это время можно прекрасно использовать в воспитательных целях, общаясь с малышом, соответствующим образом направляя его внимание и интересы.
Есть еще одна особенность современных детей, которая волнует и педагогов, и психологов, и в особенности медиков. Это... гиподинамия! Да-да, та самая гиподинамия, сидячий образ жизни, бич нашего века! Сколько мы слышали и читали об ее вреде для нас, взрослых людей! А вот о вреде гиподинамии для растущего детского организма многие даже и не думают, даже и не подозревают! Дети бегают, играют, шалят — как это иной раз раздражает взрослых.
Современные дети с юных лет сильно отличаются от предыдущего поколения. Есть одно свойственное им явление, которое либо совершенно не коснулось «отцов», либо коснулось лишь краем. Явление это — акселерация. К сожалению, многие мамы и папы почему-то связывают это явление только с подростковым возрастом. Тогда как акселерация, т. е. ускоренное развитие, захватывает все возрасты, начиная с первых дней появления на свет.
Современные дети, новое поколение, наша смена... Мы так часто употребляем эти слова, что их подлинный глубокий смысл воспринимается порою стерто и шаблонно. В такие же словесные штампы превратились, увы, и обозначение нашего века как атомный век, век электроники, век телевидения, космический век, наконец, век научно-технической революции. При воспитании детей мы иногда забываем, что эти понятия («современные дети» и «новые технологии») тесно связаны между собой.
В младшем школьном возрасте невротические расстройства, принявшие неблагоприятное затяжное течение, осознаются ребенком как дефект и вызывают эмоционально окрашенное переживание собственной неполноценности. Чувство неполноценности, в свою очередь, ведет к ограничению контактов больного ребенка. У заикающегося возникает своеобразный страх перед речью, у ребенка с тиками появляется боязнь показаться смешным или уродливым.
Энурез — это недержание мочи, энкопрез — недержание кала. В большинстве своем эти расстройства наблюдаются в ночное время. Часто причиной заболевания является испуг, особенно при внезапном пробуждении, вызванном грозой, агрессивным поведением пьяного отца, ссорой родителей.
В дошкольном возрасте почти у всех детей бывают единичные случаи недержания мочи. Это случается при резком нарушении привычного для ребенка режима дня.
Нервные тики - это непроизвольные автоматизированные сокращения отдельных мышечных групп: моргание, шмыгание носом, своеобразное движение губ, встряхивание головы, подергивание плечами или верхней части тела, наконец, однообразное покашливание, придыхание, кряхтение.
Ученые установили связь между психотравмирующей ситуацией (испуг, конфликт в семье, безразличие или недостаточное внимание к ребенку со стороны родителей) и началом этого заболевания.
Заикание вызванное судорогами мышц речевого аппарата нарушение речи, при котором ее плавное течение прерывается не зависящими от воли больного остановками, повторениями отдельных букв, слогов или целых слов, — так определяют это заболевание врачи.
Бывают два вида заикания: тоническое и клоническое. При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один и тот же звук или слог или даже слово: ма-ма-ма-ма-мочка, и-и-и-и-грушка.
Детская рентгенологическая служба в настоящее время представляет собой широко развитую систему, охватывающую детские больницы, поликлиники и многие оздоровительные учреждения. Рентгенологические исследования при наличии медицинских показании выполняются детям различного возраста — с периода новорожденного до старшего школьного возраста. Работа с ними имеет ряд особенностей, которые обязан знать персонал рентгеновских кабинетов. Важным является то, что у детей имеются «свои» заболевания, нередко требующие особых приемов при проведении рентгенологического исследования.