Женщины-стрелки


При работе над психологической подготовкой слушателей-женщин учебного центра УИН Минюста России по Тюменской области, в дополнение к методикам ЛПШТ и ШТ для исследования состояния тревоги автором в 2003 году была разработана анкета, состоящая из 15 вопросов.
Анкета направлена на выявление степени знакомства с огнестрельным оружием до поступления в органы УИС.
Анкета из двух частей А и Б. Первая часть состоит из 9 вопросов (с 1 по 9) и используется для предварительного знакомства с сотрудниками перед началом работы в группе . Вторая часть состоит из 6 вопросов (с 10 по 15), направленных на изучение когнитивной, эмоциональной и поведенческой сферы испытуемых. Именно по этим вопросам определяется степень опыта при обращения с оружием.

АНКЕТА
10. Успешный стрелок это:
А. Спокойный.
Б. Не знаю.
В. Озабочен состоянием оружия и предстоящими стрельбами
11. Когда вы будете стрелять на зачете, вы будете представлять, что:
А. Вы на охоте.
Б. Соревнуетесь с друзьями.
В. Боретесь за крупный приз.
12. Если у вас завтра стрельбы, вы:
А. Всю ночь не спите.
Б. Поворочались и заснули.
В. Читаете детектив и спокойно засыпаете.
13. Преподаватель говорит вам, что вы плохо отстреляетесь, вы:
А. Плачете в подушку.
Б. Стараетесь наверстать упущенное, где можно пострелять по конкретной мишени.
В. Не обращаете внимания.
14. Вам предложили ехать на охоту, вы:
А. Очень обрадовались.
Б. Спокойны.
В. Боитесь, что не хватит продуктов.
15. Вам сообщили, что по результатам стрельб будет крупное вознаграждение, вы:
А. Предвкушаете какой будет приз.
Б. Просчитываете процент своей удачи.
В. Утешаете себя тем, что можете это купить себе сами.

Баллы за вопросы с 1 по 9 не подсчитываются. За ответы на вопросы с 10 по 15 баллы подсчитываются в следующем порядке: А – 1 балл, Б – 0 баллов, В – – 1 балл.
Приложение № 2
Цель тренинга: снизить уровень тревожности сотрудников
Принцип добровольного участия как во всем тренинге, так и его отдельных занятиях и упражнениях. Участник должен иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своего состояния в ходе работы группы.
Принцип диалогизации взаимодействия – полноценного межличностного общения на занятиях группы, основанного на взаимном уважении участников, на их полном доверии друг к другу.
Принцип самодиагностики – самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно значимых проблем.

Первое занятие
1. Знакомство.
В начале работы группы каждый участник оформляет карточку визитку, где указывает свое тренинговое имя. При этом он вправе взять себе любое имя: свое настоящее или игровое. Предоставляется полная свобода выбора.
Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочитать тренинговое имя. В дальнейшем на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам.
Психолог дает 3-5 мин. для того, чтобы все участники сделали свои визитки и подготовились к взаимному представлению.
Основная задача представления – подчеркнуть свою индивидуальность, сказать о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности).
2. Правила группы
После знакомства психолог объясняет участникам основные принципы работы в группе. Затем члены группы приступают к выработке правил работы своей группы. Основными правилами являются:
2.1. Доверительный стиль общения.
В качестве первого шага к созданию климата доверия психолог может предложить принять единую форму обращения на «ты», психологически уравнивающую всех членов группы и ведущего.
2..2. Общение по принципу «здесь и теперь».
Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждения событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Поэтому говорим о том, что волнует участников именно сейчас, и обсуждаем то, что происходит с ними в группе.
2.3. «Я»- высказывания.
Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности.
2.4. Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Все, что происходит во время занятий не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию. Они не боятся, что содержание их общения может стать общеизвестным.
2.5. Не оценивать.
При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.
Для участников эти правила группового общения излагаются более подробно. На все возникающие у них вопросы даются исчерпывающие ответы, также обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.
Упражнения:
1. Контраргументы
Попробуем немного разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми вы не довольны. Для этого разделите лист бумаги на две половинки.
Слева, в колонку «Недовольство собой» предельно откровенно запишите все то, чем Вы не довольны в себе именно сегодня, сейчас, на этом занятии.
Затем на каждое «Недовольство собой» приведите контраргументы, т.е. то, что можно противопоставить, чем Вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня, что принимают в Вас, и запишите в колонке «Принятие себя».
После выполнения задания каждый рассказывает о своих чувствах. Психолог делится своими чувствами и наблюдениями.
2. Мои сильные стороны
«Каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности». Существенно также отметить те качества, которые вам импонируют, но они вам несвойственны и вы хотите выработать их в себе.
Крайне важно, чтобы вы «не брали в кавычки» свои слова, внутренне отказываясь от них, не умаляли своих достоинств, чтобы вы говорили прямо, уверенно, без всяких «но…», «если…», может быть…».
3. Беседа: «Психологические аспекты подготовки стрелка»:
3.1. Тренированность.
3.2. Выносливость к сохранению позы изготовки.
3.3. Прицеливание, устойчивость оружия.
3. 4. Спуск, согласованное с прицеливанием давление на спусковой крючок.
В заключении участники группы высказывают свои впечатления по итогам занятия.
Ведущий напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия.
Второе занятие
1. Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии. Что помогало в работе? Что так и не получилось?
2. Психолог дает инструкцию: «Вы ставите ноги на землю так, чтобы ступням было удобно. Затем вы убеждаетесь, что удобно лодыжкам, что удобно икрам, что удобно коленям, что удобно тазобедренному суставу, что удобно корпусу, вашей левой руке, пальцу на спусковом крючке; что приклад удобно прилегает к плечу. Добейтесь точности нужного ощущения при стрельбе. Затем, пусть «мушка» прицела пройдется по мишени вверх и вниз, слева направо, поводите ее по мишени, и в нужный момент нажмите на спуск».
Цель достигается путем концентрации внимания стрелка на ощущениях тела в настоящий момент.
Каждый сотрудник становится по очереди в круг с учебным пистолетом в руке и выбирает удобное положение для стрельбы по мишени, закрепленной на стене аудитории.
Женщины за день до занятий предупреждаются: им следует надеть удобную обувь, желательно без каблуков.
После упражнения каждый рассказывает о своих впечатлениях.
3. Далее с каждым сотрудником ведется беседа:
- Сколько ты хотел бы выбить очков?
- Ну, я не знаю.
- Представь себе.
- Шесть очков.
- Допустим, ты уже выбил с первой попытки 6 очков. И скажи мне честно, неужели ты думаешь, что знаешь большую разницу между 6 и 7?
- Нет.
Доводим разрыв до 18 очков или до того момента, пока испытуемый не может сказать, в чем разница. В последующие встречи медленно увеличиваем его возможности.
- Считаю, что люди, подобные тебе, способны выбивать 25 очков. Так почему бы тебе не попробовать выбить хотя бы 18-19 очков.
В дальнейшем можно продолжить работу. В следующий раз:
- Ты выбил 18 очков – это только начало. В следующий раз посмотри, насколько близко ты можешь подобраться к 21 очку.
Цель психолога заставить мыслить сотрудника по-другому, изменить его образ мышления. Тем самым преодолеваются психологические препятствия к улучшению результата. Вносится всего лишь небольшое изменение в самовосприятие клиентом своих возможностей в стрельбе путем снятия в сознании человека разницы между 6 и 7 очками. В сознание сотрудника вводится это маленькое, малозаметное изменение, а затем возводится на нем вся мотивационная пирамида стремления сотрудника к своему будущему результату. Эта мотивационная пирамида срабатывает, сотрудник добился своей цели, ибо цель – сумма мотивов .
4.Упражнения для формирования навыков расслабления мышц
Напряжение и расслабление отдельных групп мышц.
1. И.п. – стоя ноги врозь. 1 – глубокий вдох, руки в стороны и согнуты в локтях; 2 – напрячь мышцы рук и шеи; 3-4 – руки и голову расслабленно уронить, полный выдох. Затем сделать несколько вдохов и расслабленных выдохов (губы трубкой), помассировать мышцы рук и шеи.
Упражнение повторить 2-3 раза при сильном напряжении мышц и 1-2 раза при легком. Выдох должен быть вначале свободным, а в конце – слегка принудительным. Внимание сосредоточить сначала на напряжении, потом на расслаблении мышц (так же и в последующих упражнениях).
Рефлексия.
2. То же, но при напряжении и расслаблении мышц одной руки.
3. То же, но при напряжении и расслаблении мышц другой руки.
4. То же при напряжении мышц обеих рук, но при сосредоточении внимания на одной руке (дифференцировка).
5. То же при сосредоточении внимания на другой руке.
Рефлексия.
6. И.п. – стоя ноги врозь возле скамейки. 1 – глубокий вдох, напрячь мышцы ног; 2-9 – задержать напряжение ног; 10 – полный выдох, сесть на скамью, поставить удобнее ноги, расслабить и помассировать мышцы ног.
7. То же, но при напряжении и расслаблении мышц одной ноги.
8. То же, но при напряжении и расслаблении мышц другой ноги.
9. то же при напряжении и расслаблении мышц обеих ног, но при сосредоточении внимания на одной ноге.
10. То же при сосредоточении внимания на другой ноге.
Рефлексия.
11. И.п. – стоя ноги врозь, руки перед грудью, локти опущены вниз, пальцы и кисти слегка согнуты. 1-2 – глубокий вдох, напрячь мышцы груди, рук, шеи; 3-4 – руки, плечи и голову уронить, полный выдох. Затем сделать несколько вдохов, расслабленных выдохов (губы трубкой); помассировать мышцы рук, груди, шеи. Сделать несколько прыжков, расслабить мышцы еще больше.
Рефлексия.
12. И.п. – сидя в удобной позе. 1-2 – вдох, напрячь мышцы живота; 3-6 – выдох, расслабить мышцы живота. Повторить упражнение 2-3 раза при сильном напряжении мышц и 1-2 раза при легком напряжении.
Рефлексия.

Напряжение и расслабление мышц всего тела.
1. И.п. – стоя ноги врозь. 1 – глубокий вдох, руки вверх- в стороны, пальцы вытянуть, потянуться; 2-5 – напрячь все мышцы, задержать дыхание; 6 расслабленно упасть в положение низкого приседа, полный выдох, полностью расслабиться (3-5 секунд).
По команде «Встать, еще расслабиться!» подняться, выполнить несколько расслабленных прыжков, помассировать мышцы.
Упражнение повторить 2-3 раза при сильном напряжении мышц и 1-2 раза при легком напряжении. Внимание сначала сосредоточить на напряжении, потом на расслаблении мышц. (так же и впоследующих упражнениях).
2. И.п. – сидя на стуле со спинкой, руки вниз- в стороны. Упражнение выполняется так же, как предыдущее. Расслабиться, сидя на стуле.
Рефлексия.
Расслабление одних мышц при одновременном напряжении других.
1. И.п. – стоя ноги врозь. Одну руку согнуть и напрячь мышцы, другую держать расслабленно, потряхивая мышцами 7-10 секунд. Расслабить мышцы обеих рук.
2. И.п. – стоя на одной ноге, удерживая равновесие с помощью опоры. Напрячь мышцы опорной ноги и живота, расслабить мышцы другой ноги, свободно покачивать этой ногой.
Рефлексия.
3. И.п. – наклон вперед, руки в стороны. 1 – напрячь мышцы рук; 2 – предплечья свободно уронить, плечи напряжены; 3 – плечи свободно уронить; 4 – выпрямиться.
В заключении участники группы высказывают свои впечатления по итогам занятия.
Ведущий напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия.

Занятие третье
1. Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии. Что помогало в работе? Что так и не получилось?
2. Идет повторение и закрепление навыков при обращении с оружием, полученных на предыдущих занятиях.
3. Расслабление – «великий покой» .
Музыкальный материал
Жан Мишель Жарр, «Кислород-водород»; Э. Артемьев, «Метаморфозы».
Используется одно из перечисленных произведений.
- Сели поудобнее, закрыли глаза, сосредоточили ваше внимание на дыхании.
- Эта приятная тихая музыка успокаивает вас и приносит сладкое умиротворение.
- Расслабляются кисти ваших рук.
- Расслабляются локти и предплечья.
- Расслабляются ступни ног, расслабляются икры ног и бедер.
- Ощутили приятное тепло внутри живота.
- Все тело налилось приятной тяжестью покоя и расслабления.
- Вы купаетесь в волнах этой музыки и в этих волнах ваше тело словно растворяется и как будто исчезает.
- Ваше сердце бьется спокойно и ровно.
- Дыхание становится все реже и реже.
- Каждая клеточка тела купается в волнах божественной музыкальной неги.
- Всем своим существом отдаетесь этому прекрасному покою, этой неге и теплой расслабляющей тяжести, которая глубоко погрузила вас в кресло.
- Вы слушаете мой голос глубоко и отчетливо. Вы все глубже уходите в состояние глубокого покоя и отрешенности.
- Внутри вашей груди вы чувствуете источник мягкого тепла, которое приятными волнами растекается по всему телу.
- Великий покой полностью овладел вами, и вы полностью пребываете в нем и только в нем.
- Вялые неповоротливые мысли исчезают из вашего сознания и уходят, уходят, тают, словно облака в небе.
- И ваше сознание остается чистым и бездумным.
- Дышится легко, свободно, хорошо, и каждый вдох приносит вам тихую радость жизни.
- Не хочется шевелиться, не хочется двигаться, вы все меньше и меньше чувствуете свое тело.
- Целебный покой полностью овладел всем вашим существом, и сладкая неземная музыка убаюкивает и ласкает вас.
- На душе светло и хорошо. Все мысли ушли, и голова стала пустая и светлая.
- Светлая, светлая, пустая и бездумная голова.
- Только красивая неземная музыка заполняет все вокруг.
- Дыхание подобно легкому летнему ветерку, который слегка освежает ваш лоб.
- Бесконечно глубоко ушли в целебный покой.
- Тело как будто повисло в воздухе и мягко покачивается на волнах эфира.
- Волны музыки качают вас, и вы ощущаете тихую радость и благодарность судьбе за эти минуты.
- В глубоком покое восстанавливаются все функции организма, и он сам настраивается на здоровье. Волшебные музыкальные звуки исцеляют вас.
- Хочется петь вместе с этой музыкой волшебную песню исцеления и оздоровления.
- Поэтому такое чудесное состояние душевной ясности, просветленности, блаженства и счастья.
- Это счастье внутри вас, вы добились его сами, и никто не может отнять его у вас.
- В своем внутреннем состоянии вы как бы поднимаетесь над суетой и видите свою жизнь с высоты птичьего полета, мелочи жизни перестают волновать вас.
- Отчетливо видите главную цель вашей жизни и можете ответить на вопрос: «Для чего я живу на этом свете?»
- Глубже и одновременно проще видите свою жизнь и не усложняете ее ненужными проблемами.
И все это в глубоком покое, в глубоком покое.
В заключении участники группы высказывают свои впечатления по итогам дня и тренинга в целом.
Ведущий желает всем участникам успешных стрельб.

Как все было на самом деле. Первоначально было протестировано 24 сотрудника. По результатам обследования разделил их на три группы по степени тревожности. Затем каждую подгруппу еще пополам, выделив контрольную и экспериментальную группы. Потом соотнес уровень тревожности с результатами анкеты. В экспериментальной и контрольной оказалось по 12 человек.
Появившись в учебном центре, вдруг узнал, что расписание поменяли. Сотрудники сдавали зачет, а после него могли быть свободны. Из намеченных мною в экпериментальную группу оказалось 8 человек. Выбора не было. Пришлось проводить тренинг в срочном порядке. Собрать группу повторно в том же составе не представлялось возможным, т.к. некоторые женщины совмещали учебу со службой, дежуря сутки через трое.
Анкета, направленная на выявление степени знакомства с оружием, состояла из первых девяти вопросов, и не носила, как оказалось, психологического характера. Перед защитой срочно пришлось придумывать еще 6 вопросов, иначе ставилось под сомнение все исследование и правомочность разделения сотрудников на пять групп по степени знакомства с оружием.
Дабы исключить лишний камень в мой огород на защите пришлось, используя среднеарифметический принцип увеличить количество обеих групп до 15 человек в каждой. Например, уровень тревожности у сотрудника составил 17 баллов, значит, у двух других, предполагаемых, он составит 15 и 19.
Не смотря на данные трудности, я получил опыт написания работы по психологии с использованием различных методик. Обработка результатов также не прошла бесследно. И все же, честно говоря, заниматься такого рода изысканиями больше не хочется. Одно дело провести эксперимент и его описать, и совсем другое разбираться во всяких коэффициентах.
Пусть с точки зрения психологов от науки мои исследования будут носить примитивный и даже не психологический характер, для меня важнее всего достигнуть положительный результат в тех вопросах, коими я занимаюсь. В апреле 7 раз придется выезжать в тир ИК-2, оказывать психологическую помощь сотрудникам непосредственно на огневом рубеже, регулярно показывающим плохие результаты.
Для этого я разработал еще одну анкету, состоящую из 19 вопросов . Она будет использована в батарее с уже описанными здесь методиками. Тестирование планирую проводить утром перед отъездом на стрельбы. За время до отъезда у меня будет время проанализировать результаты обследования, выявить сотрудников с повышенным уровнем тревожности, наметить индивидуальный подход к каждому. В каждом подразделении около половины сотрудником стреляет не стабильно или неудовлетворительно. Так что, работы хоть отбавляй.

НЕВРОЗЫ

Неврозы – группа «пограничных» функциональных нервно-психических расстройств, проявляющихся в специфических клинических феноменах при отсутствии психотических явлений .
Неврозы имеют полифакторную природу. В этиологии невроза определенную роль играют следующие факторы: биологические (наследственность и конституция, длительные соматические заболевания); социально-психологический (неблагоприятные семейные обстоятельства, неправильное воспитание в семье); Факторы, имеющие психологическую природу (преморбидные особенности личности, психические травмы). Для клинической картины невроза характерно сочетание нарушений высшей нервной деятельности и соматовегетативных расстройств с субъективными переживаниями (чувством тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией).
По форме проявления невроз может быть невротической реакцией – кратковременное и быстро обратимое психогенное нервнопсихическое расстройство; невротическим состоянием – более продолжительное и медленно обратимое расстройство; невротическим формированием характера, когда факторы, вызывающие невроз, уже не просто «звучат» в картине болезни, а вызывают выраженные характерологические изменения.
Среди неврозов выделяют неврастению (астенический невроз), невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний.
Неврастения является следствием психических травм, перенапряжения, истощения нервной системы, переутомления, нарушения режима и суточного ритма. Клиническим проявлением неврастении является синдром раздражительной слабости (невыносливость к сильным раздражителям, подавленное настроение). Работоспособность нарушается вследствие ослабления внимания и повышенной утомляемости. Нередко наблюдаются плохой сон, головные боли, сексуальные нарушения.
Данные симптомы могут проявляться у женщин-сотрудниц УИН, так как они сочетают дежурства (сутки через трое) на службе с посещением занятий в учебном центре, что приводит к переутомлению из-за отсутствия времени на отдых.
Чувство страха в клинической картине различных неврозов занимает большое место. Если синдром страха является ведущим, можно говорить о неврозе страха. Непосредственной причиной страха могут стать остро и длительно действующие психические травмы. Страх может выступать как общее неопределенное немотивированное состояние повышенной тревожности и как локализованный страх, относящийся к определенной части (органу) тела или конкретной ситуации – страх высоты, замкнутых пространств.
При истерическом неврозе клиническая симптоматика может проявляться в моторной сфере – судорожные припадки, астазия-абазия, в виде сенсорных нарушений – истерическая глухота, слепота, мутизм; в виде вегетативно-висцеральных расстройств – рвота, понос, нарушения сердечно-сосудистой деятельности. Характерной чертой указанных расстройств является, как правило, их небольшая глубина, демонстративность переживаний, их четкая ситуативная обусловленность.
Невроз навязчивых состояний чаще всего возникает у людей с особым складом характера, у которых с раннего детства отмечается тревожность, повышенная ригидность, неуверенность в себе, мнительность. Нередко возникают навязчивые страхи – фобии. Симптомами навязчивости могут выступать так же навязчивые мысли, воспоминания, движения и действия, характеризующиеся критическим к ним отношением со стороны пациента.
В работе с неврозами ведущая роль наряду с общеукрепляющими мероприятиями и медикаментозными воздействиями принадлежит психотерапии.
Не смотря на то, что термин «невроз» предложен английским врачом Кулленом еще в 1776 году, только в ХХ веке началось последовательное и глубокое изучение этого расстройства. В 1913 году немецкий психиатр Карл Ясперс (1883-1969) подчеркивал, что невроз для своего определения должен отвечать трем основным критериям психогенных заболеваний:
1) он вызывается психической травмой;
2) содержание травмы отражается в клинической картине болезни;
3) невроз появляется, как правило, вслед за психической травмой и чаще всего уменьшается или вообще прекращается после исчезновения или дезактуализации психотравмирующих моментов. При неврозе имеет место сознание своей болезни и стремление избавиться от страдания .
Всякая напряженная работа, связанная с большой нервной нагрузкой, сама по себе не опасна, если она будет организована ритмично. Но представьте себе, что человеку приходится сразу выполнять несколько разных дел . Ни ритма, ни регулярного перерыва. И так продолжается длительное время изо дня в день. При такой ситуации в мозгу систематически начинают бороться несколько возбуждений, связанных с разными побуждениями. Возникающий при этом длительный конфликт приводит к неврозу, а невроз – к сосудистым заболеваниям.
Возникновению атеросклероза способствуют также различные психические травмы – служебные конфликты, семейные проблемы.
Есть и другая причина, способствующая возникновению невротических состояний. Это общая слабость нервной системы. Допустим, что человек с такой нервной системой ставит перед собой довольно трудную задачу, выполнение которой для него жизненно важно. Задача поставлена, но возможности нервной системы ограниченны, отсюда и невроз.
Невроз может возникнуть неожиданно, сразу при резкой смене различных эмоциональных состояний. Особенно опасно, когда радость резко сменяется горем. Такого рода процесс И.П. Павлов называл «сшибкой».
Однако в большинстве случаев невротическое состояние, по мнению Б.И. Додонова, возникает на основе длительных неприятных эмоциональных переживаний, то есть во всех случаях, когда под влиянием биологических или социальных условий человек теряет возможность удовлетворить свои потребности .
Первые признаки невроза – повышенная утомляемость, сонливость, нерешительность, иногда, наоборот, раздражительность, «взрывчатость» . При этом человек теряет способность не только адекватно оценивать свое внутреннее состояние, но и результаты совершенных им поступков.
При неврозах наблюдаются учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, спазмы кишечника и другие изменения внутренних органов. Как правило, все эти изменения функциональные, носят временный характер и при перемене образа жизни могут бесследно исчезать. Другое дело, если человек долго находится в «конфликтной ситуации». Длительные, непрерывающиеся переживания очень опасны.
Для того чтобы понять, в чем опасность длительных эмоциональных переживаний, нам надо хотя бы в общих чертах представить, как складывается эмоциональное возбуждение в центральной нервной системе.
Современные исследования показывают, что эмоции в большей мере связаны с деятельностью подкорковых глубинных образований головного мозга. Особо важная роль в этом отношении принадлежит гипоталамической (подбугорной) области мозга. Именно здесь располагаются центры, формирующие агрессию и страх, голод, жажду, половое возбуждение.
Наиболее интересно, что возникшее эмоциональное возбуждение не ограничивается только гипоталамической областью, оно начинает широко распространяться и на другие отделы мозга, вплоть до коры больших полушарий. При этом следует отметить, что внутри головного мозга есть много замкнутых кольцевых путей, по которым эмоциональный разряд может циркулировать длительное время. Наличие таких «эмоциональных кругов» и обуславливает опасность длительных эмоциональных переживаний. Эта опасность заключается в том, что отрицательные эмоции при затяжных конфликтных ситуациях могут перейти в застойное состояние, которое, которое и связано с длительной (в течение месяцев и лет) циркуляцией возбуждения по вышеуказанным кругам.
Наличие застойной отрицательной эмоции опасно еще и потому, что эмоции – единственное и могучее средство регулирования физиологических констант в организме (кровяное давление, содержание сахара в крови и так далее). Эти показатели обычно поддерживаются в организме на постоянном уровне по принципу саморегуляции, а это значит, что любое отклонение физиологической константы от уровня, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность, немедленно вызывает цепь процессов, направленных на восстановление их исходной функции. Только эмоции противостоят могучим силам саморегуляции физиологических функций.
Непрекращающиеся отрицательные эмоции опасны, так как распространяются также и на периферические внутренние органы. Эмоциональное возбуждение вызывает сокращение мимической мускулатуры, жесты, поведение, словесные выражения, изменение дыхания, деятельности сердца, пищеварительных органов, потовых и слезных желез. Все это «вегетативные компоненты» эмоций. Эти компоненты имеют качественное различие. Одни из них, такие, как сокращение мимической мускулатуры, движения, речевая функция и дыхание, подлежат произвольному контролю – это управляемые компоненты эмоций.
Вместе с тем абсолютное большинство людей совершенно не способно затормозить такие вегетативные компоненты эмоций, как изменения деятельности сердца, кровеносных сосудов, сокращение гладкой мускулатуры желудка, кишечника, деятельность потовых и слезных желез. Эти органы не подчинены произвольному контролю. Поэтому такие компоненты эмоций получили название непроизвольных.

ТРЕВОЖНОСТЬ В СПОРТЕ

С точки зрения Брайнета Дж. Кретти, написавшего множество работ по психологии спорта, угрожающую ситуацию можно разделить на два вида. Первый – это травматическая тревожность, второй – тревожность в связи ожиданием неудачи. Во втором случае тревожность может быть вызвана боязнью не соответствовать ожиданиям своих товарищей или боязнью подвести своих начальников и руководителей. Следовательно, тревожность как боязнь неудачи связана с восприятием индивидом социальных последствий его успеха или неудачи. Травматическая же тревожность идет от боязни получить серьезную физическую травму или ранение.
Кретти сделал предположение, что «уровень тревожности, который может мешать деятельности, по-видимому, связан с отношением человека к успеху и неудачи и его общей потребностью в достижении» .
У высокотревожных испытуемых, стремящихся к достижению высокого результата (высокая потребность в достижении), деятельность обычно нарушалась, и они показывали худшие результаты из-за дополнительного соревновательного стресса. По-видимому, они уже действовали на своем оптимальном уровне.
На испытуемых с низким уровнем тревожности и низкой потребностью в достижении соревнование не влияло. Они не особенно беспокоились по поводу возможного выигрыша или проигрыша. Аналогично никаких изменений не было обнаружено в деятельности высокотревожных испытуемых с низкой потребностью в достижении. Их тревожность, очевидно, не была связана с их успехом или неудачами в соревновании.
С другой стороны, улучшение результатов деятельности наблюдалось у испытуемых, находившихся в относительно спокойном состоянии, и имевших низкий уровень личностной тревожности при высокой потребности в достижениях. Действие этой потребности включалось при введении в экспериментальную ситуацию элемента соревнования. В условиях, предшествовавших соревнованию, состояние тревожности не стимулировало их к достижению максимального результата.
По мнению Кретти, только знания уровня тревожности спортсмена недостаточно. Работа с ним и выбор адекватных методов воздействия должны осуществляться после анализа общей структуры его личности и системы потребностей .
В исследованиях тревожности было установлено, что уровень беспокойства можно предсказать, и он изменяется во времени: до, во время и после наступления стрессовой ситуации. Например, предрабочей тревожности обычно высокий. Ожидание наступления стрессового события, очевидно, оказывает существенное влияние на динамику личности. С другой стороны, после реального контакта с ситуацией уровень тревожности имеет тенденцию к снижению. Характер изменения состояния тревожности в ходе соревнования (повышение или понижение) зависит от особенностей предстоящей деятельности. Виды спорта, где требуется проявление выносливости и силы, в большей мере снижает тревожность, чем стрельба пулевая, из лука или легкая атлетика, которые обычно повышают напряженность процессе соревнования.
После выступления в соревновании часто отмечается повышение тревожности, аналогичное тому, которое наблюдается перед стартом. Спортсмены и тренеры обычно вечером или даже через несколько дней после выступления мысленно вновь и вновь переживают отдельные эпизоды соревновательной борьбы.
Степень воспринимаемого стресса является важным параметром, который следует учитывать в деятельности тревожного субъекта. Термин «воспринимаемый стресс» использован в связи с тем, что оценка степени стрессорности ситуации во многом зависит от восприятия индивида, его подготовленности, опыта выступления в подобных ситуациях в прошлом, а также от его восприятия возможных социальных последствий (наказание или поощрение) неудачного выступления .
Во многих исследованиях не было обнаружено выраженных различий до введения стресса в уровне тревожности между испытуемыми, классифицированными как высоко и низкотревожные.
Были установлены самые различные зависимости между мышечным напряжением, стрессом и тревожностью. Обычно считают, что индивиды, находящиеся на крайних полюсах шкалы тревожности, не покажут хороших результатов в деятельности.
Высокотревожный человек может плохо справиться с новым заданием в самом его начале, тогда как менее тревожный лучше адаптируется. Однако после того, как задача освоена, в деятельности высоко и низкотревожных индивидов проявляются незначительные различия.
Следовательно, психолог может лучше определить уровни тревожности у сотрудников на первом этапе занятий, предлагая им новое задание или упражнение с оружием.
У высокотревожных людей больше вероятность нарушения деятельности в условиях стресса, у низкотревожных меньше. Хроническое воздействие значительного стресса в экстремальной ситуации может привести к срыву даже очень устойчивых субъектов. С другой стороны, систематическое преодоление умеренного или постепенно возрастающего стресса часто способствует созданию прочности у индивида, в первую очередь психологической, которая позволяет ему лучше справляться со стрессом. Таким образом, существует тенденция адаптироваться к стрессу.
По мнению Кретти, не всякая тревожность действует неблагоприятно на деятельность. По-видимому, для успешного выступления необходим некоторый оптимальный уровень. С другой стороны, если человек чрезмерно тревожен или подошел к соревнованиям с отношением, «а мне все равно», то, скорее всего, он выступит неудачно.
Тревожность представляет собой как личностную черту, так и временное состояние. Кроме того, тревожность чаще всего бывает наибольшей до или после стрессовой ситуации .
Сама деятельность часто способствует снижению тревожности. Что касается действия тревожности на результативность выступления, то она взаимодействует с потребностью в достижении, социальными и экономическими условиями, в которых находится человек.
Данные исследований убедительно показывают, что средний уровень тревожности у спортсменов часто помогает или показать высокий результат. Форд, например, установил, что некоторые участники выступали лучше, когда у них был высокий уровень тревожности . Были выявлены две закономерности: а) устранение любой тревожности у участников не всегда желательно; б) уровень тревожности, особенно с приближением начала стрессогенного события, часто меняется.
У большинства спортсменов, если они рассчитывают хорошо выступить, перед соревнованием обычно наблюдаются различные физиологические сдвиги. У них могут чрезмерно потеть ладони, учащенно биться сердце, напрягаться мышцы. Это – положительные признаки активации, однако они часто ошибочно интерпретируются как признаки чрезмерной тревожности. Поэтому важно помочь понять спортсмену, что эти проявления на самом деле ему полезны и не означают слабости.
Этот процесс можно представить следующим образом:

Признаки активации —— Наблюдение этих признаков ——-Интерпретация этих признаков как показателей слабости или страха ——-Повышенные признаки активации, появление других симптомов—–Нарушение деятельности из-за перевозбуждения и чрезмерной степени тревожности

Однако этот процесс можно изменить, если научить спортсмена понимать симптомы и признаки, которые у него наблюдаются перед стрельбами .

Признаки активации——Наблюдение этих признаков спортсменом—Правильная интерпретация признаков активации как полезных в подготовке спортсмена к проявлению максимальных усилий—–Соотнесение признаков с окружающей средой в период оптимального уровня оптимальной активации и тревожности —- Достижение максимально возможного результата.

ПОВЕДЕНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Паника
Ярким примером экстремальных условий деятельности, экстремальных состояний является паника. Это временное переживание гипертрофированного страха, определяющее неуправляемое, нерегулируемое поведение людей, иногда с полной потерей самообладания, неспособностью к реагированию на призывы и изменения чувства долга и чести .
В основе паники – переживание беспомощности перед реальной или воображаемой опасностью, стремление любым путем уйти от нее, вместо того, чтобы бороться с ней.
Психофизиологический механизм паники заключается в индукционном торможении больших участков коры головного мозга, что предопределяет понижение сознательной активности. В итоге неадекватность мышления, неадекватная эмоциональность восприятия, гиперболизация опасности, резкое повышение внушаемости.
Биологическое толкование паники заключается в сравнении ее с гипобулическими реакциями у животных – бессмысленной активностью, как например, в тех случаях, когда птица бьется внутри клетки.
Психология паники, помимо взаимной индукции «психического заражения», «эмоционального отравления», во многом определяется резким повышением внушаемости из-за перевозбуждения психики. При таком перевозбуждении достаточно иногда резкого командного голоса, контрастного воздействия со стороны авторитетного командира, чтобы паникующая масса в таком же порыве, как и при бегстве, пошла в атаку.
Паника бывает не только групповая, но также индивидуальная. Нередко говорят, что «человек паникует», имея в виду поспешность, неадекватность поступков, принятие явно ошибочных решений и выраженное стремление избежать мнимой опасности или, не принимая возможных защитных мер, когда опасность реальная.
Целесообразно выделить два типа паники:
1 тип – после непосредственного экстремального устрашающего воздействия, ошеломления, воспринимаемыми как смертельная опасность;
2 тип – после длительного пребывания в состоянии тревоги, напряжения, ведущего к нервному истощению и фиксировании внимания на предмете тревоги.
Неадекватное поведение
Давая психологическое толкование неадекватным поведенческим реакциям человека в экстремальных условиях, нельзя пройти мимо физиологии высшей нервной деятельности, не видеть соответствующие физиологические и психологические проблемы. Должное место при этом всегда занимают также сведения о стресс, включая его биохимические, физиологические и психологические механизмы.
Адекватность поведения связана с достаточным развитием мышления, памяти, внимания и других психических познавательных процессов, интеллекта в целом, уровня развития волевых качеств, оптимальности эмоционального напряжения.
Зная психологическую сущность всех этих объектов можно прогнозировать поступки человека в зависимости от его жизненного и профессионального опыта, индивидуальных психологических особенностей, активно формировать потребные личностные и физические качества.
Опираясь на рекомендации, вытекающие из психологических теорий, в частности, положений практической психологии, возможно находить пути к преодолению вредных привычек, пагубных влечений, научиться не переживать по малозначительным поводам, осваивать защитные психологические механизмы:
- «сопротивления» негативным эмоциогенным воздействиям;
- «замещения» как явления переноса негативных эмоционально-волевых устремлений на другие, в частности, иррелевантные объекты (не нанося ущерба людям);
- «рационализация», суть которой заключается в маскировке истинных мотивов с целью обеспечения внутреннего конфликта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства, предотвратить переживания вины, стыда или страха .
Весьма эффективным способом предупреждения и преодоления негативных проявлений эмоционального стресса может явиться также освоение приемов психической саморегуляции, аутотренинга.

МЕТОДЫ РЕГУЛЯЦИИ СОСТОЯНИЯ СТРЕЛКА

Нередко всю психологическую подготовку стрелка сводят к различным формам регуляции психического состояния. Это не всегда верно. Основным средством формирования психологических качеств остается практика преодоления трудностей, специфических для выполняемой деятельности. Различные методы регуляции психического состояния являются вспомогательными, хотя и достаточно эффективными приемами.
Эффективная стрельба требует всесторонней подготовленности и полной мобилизации духовных и физических сил сотрудника. Борьба за каждый успешный выстрел не допускает слабости ни в одном, даже, казалось бы, второстепенном звене. В этой связи владение психорегуляцией приобретает такое же первостепенное значение, как и все другие стороны подготовки.
Умение создать у себя психическое состояние, благоприятствующее ведению стрельбы, сохранять тонус оптимальных напряжений на всем протяжении выполнения упражнения – одна из важных сторон мастерства стрелка.
Владение психорегуляцией становится самостоятельной и важной стороной подготовки.
Основными, доступными нам методами регуляции психических состояний являются:
- рациональная психотерапия, беседы с психологом;
- внушение в состоянии бодрствования;
- внушение в состоянии сна;
- самовнушение;
- аутогенная тренировка.
В основе всех этих методических приемов лежит воздействие слова и образных представлений, символом которых оно является, на протекание психических и физиологических процессов.
Методиками психорегуляции может решаться широкий круг практических задач подготовки, включающий:
- повышение осознания и четкости представлений осваиваемых действий; создание мысленной модели идеального исполнения, программирующей на уровне подсознания механизмы рабочих процессов;
- более яркое восприятие мышечных процессов, протекающих обычно на неосознанном уровне;
- произвольное сохранение внимания на отстающих элементах выполнения выстрела, которые обычно вытесняются из сознания более ответственными участками работы;
- тренировка устойчивости внимания, сосредоточенного на процессах деятельности;
- создание психологических установок на уровень требований к качественной стороне выполняемой работы над выстрелом, на уровень усилий, которые необходимо проявлять, на контроль объектов, обычно выпадающих из сферы внимания (например, номер мишени, что может приводить к стрельбе по чужой мишени);
- укрепление установок на стрельбу без отрывов, на выполнение только безукоризненного, «десяточного» выстрела, на достижение требуемого уровня результата, на достижение успешности в стрельбе;
- снижение значимости данных соревнований как стресс-фактора;
- создание состояния мобилизационной готовности к выстрелу;
- подавление отрицательных эмоциональных переживаний;
- снижение уровня или подавление состояния тревоги;
- устранение навязчивых мыслей, воспоминаний;
- снятие психических травм, возникших в прошлом опыте;
- устранение психологических барьеров;
- укрепление мотивов достижения;
- создание нейтрального отношения к событиям и влияниям, могущим оказать раздражающее влияние;
- умение отключаться от окружающей обстановки в ситуации ожидания, сохранить психическую свежесть к началу соревнований.
Практически почти каждая из этих задач может решаться одним из перечисленных методов. Однако одни проблемы решаются более успешно одними, а другие – другими формами воздействия.
Мы остановимся на применении элементов рациональной психотерапии. Воздействие на психику сотрудника методами убеждений и разъяснений; логическим обоснованием доказательств; показом того, что психологические трудности, возникшие перед сотрудником, основываются на его ошибочных представлениях, неправильном восприятии и оценках. Для этого необходимо изменить свое отношение к раздражающим факторам, что приведет к норме.
Правильно и своевременно проведенная беседа успешно снимает неглубокие психотравмирующие переживания стрелка, помогая в создании установок, способствующих в достижении результата.
Построение беседы должно основываться на знании причин, вызвавших у стрелка нежелательное состояние и приемов, позволяющих устранить их влияние.

Оценка склонности к суицидальным реакциям
Тест «СР-45» (суицидальный риск)
Вам предлагается ответить на 45 вопросов, имеющих порядковую нумерацию: от 1 до 45.
Тест
Инструкция: Если вы согласны с утверждением, поставьте «+» в графе «Да», если нет – поставьте « – » в графе «Нет».
№ Утверждения Да Нет
1. Как вы считаете, может ли жизнь в некоторой ситуации потерять ценность для человека
2. Жизнь иногда хуже смерти
3. В прошлом у меня была попытка уйти из жизни
4. Меня многие любят, понимают, ценят
5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть
6. Я не думаю, что сам смогу оказаться в безнадежном положении
7. Смысл жизни не всегда бывает ясен, его можно иногда потерять или найти
8. Как вы считаете, оказавшись в ситуации, когда вас предадут близкие и родные, вы можете жить дальше
9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти
10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило
11. Всегда и везде стараюсь быть абсолютно честным человеком
12. У меня, в принципе, нет недостатков
13. Может быть, дальше я жить не смогу
14. Удивительно, что некоторые люди, оказавшись в безвыходном положении, не хотят покончить с собой
15. Чувство обреченности в итоге приводит к добровольному уходу из жизни
16. Если потребуется, то можно будет оправдать свой уход из жизни
17. Мне не нравится играть со смертью в одиночку
18. Часто именно первое впечатление о человеке является определяющим
19. Я пробовал разные способы ухода из жизни
20. В критический момент я всегда смогу справиться с собой
21. В школе я всегда отличался (отличалась) только хорошим поведением
22. Могу обманывать окружающих, чтобы ухудшить свое положение
23. Вокруг меня довольно много нечестных людей
24. Однажды я выбирал несколько способов покончить с собой
25. Довольно часто меня пытаются обмануть или ввести в заблуждение
26. Я бы не хотел моментальной смерти после тяжелых переживаний
27. Я стал бы жить дальше, если бы случилась мировая ядерная война
28. Человек волен поступать со своей жизнью так, как ему хочется, даже если он выбирает смерть
29. Если человек не умеет представлять себя в выгодном свете перед руководством, то он многое теряет
30. Никому никогда не писал предсмертную записку
31. Однажды пытался покончить с собой
32. Никогда не бывает безвыходных ситуаций
33. Пробовал покончить собой таким образом, чтобы не чувствовать сильной боли
34. Надо уметь скрывать свои мысли от других, даже если им нет до меня дела
35. Душа человека, наверное, испытывает облегчение, если сама оставляет этот мир
36. Могу оправдать любой свой поступок
37. Если я что-то делаю, а мне начинают мешать, то я все равно буду делать то, что задумал
38. Чтобы человеку избавиться от неизлечимой болезни и перестать мучиться, он, наверное, должен сам прекратить свои муки и уйти из этой жизни добровольно
39. Бывает, сомневаюсь в психическом здоровье некоторых моих знакомых
40. Однажды решался покончить с собой
41. Меня беспокоит отсутствие чувства счастья
42. Я никогда не иду на нарушение закона даже в мелочах
43. Иногда мне хочется заснуть и не проснуться
44. Однажды мне было очень стыдно из-за того, что хотелось уйти из жизни
45. Даже в самой тяжелой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это ни стоило

У получивших оценку «4» может возникнуть суицидальная реакция только на фоне длительной психической травматизации и при реактивных состояниях психики.
Для получивших оценку «3» «потенциал» склонности к суицидным реакциям не отличается высокой устойчивостью.
Получившие оценку «2» относятся к группе суицидного риска с высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Они могут при затруднениях в профессиональной адаптации, серьезных конфликтах совершить суицидную попытку или реализовать саморазрушающее поведение.
Получившие оценку «1» обладают очень высоким уровнем проявления склонности к суицидным реакциям. Очевидно, они переживают ситуацию внутреннего и внешнего конфликта и нуждаются в дополнительной медико-психолого-педагогической помощи. Им нужно понимание, эмпатия.
Оценочный коэффициент (L) выражается отношением количества совпадающих ответов к максимально возможному числу совпадений (10).
Показатели по шкале «лжи», могут варьироваться от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, свидетельствуют о высоком стремлении приукрасить себя и о неадекватности ответов, близкие к 0 – о низком уровне и относительно надежной (при условии L<0,6+0,16) достоверности результатов обследования.
При интерпретации полученных данных следует помнить, что методика констатирует лишь начальный уровень развития склонности личности к суициду в период ее обследования. При наличии конфликтной ситуации, других негативных условий и деформирующейся мотивации к дальнейшей жизни эта склонность может развиваться.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.