Зарождение опыта


Возьмем сравнительно простой пример. Воспитатель стоит перед фактом упорного отказа ребенка от еды. На­до преодолеть его – такова цель. Или возьмем задачу бо­лее сложную: некоторые дети жестоко относятся к жи­вотным (птицам, насекомым и т. п.). Какой избрать путь воздействия в опыте воспитательной работы над искорене­нием приведенных недостатков характера или поведения детей? Очевидно, и в простом случае, и в более сложном не может быть места трафарету, каким-то универсальным, ко всем детям применимым средствам. Путь воздействия и, следовательно, организация воспитательной работы за­висят в обоих случаях не только от сущности самого недо­статка, который желательно устранить, но и от источника его, который у разных детей может быть различен, а так­же, и главным образом, от индивидуальных особенностей ребенка.
Задумываясь над выбором пути воздействия, воспита­тель должен воскресить в памяти свои знания и мысленно обозреть свой личный опыт, те формы воздействия, которые в аналогичных случаях кончались удачей или неудачей, ознакомиться с опытом других педагогов. Но больше всего он должен сосредоточить свое внимание на выяснении ин­дивидуальных особенностей данного ребенка, данного слу­чая. Именно эти индивидуальные особенности в значитель­ной степени должны определить выбор той или иной меры воспитательного воздействия.
Возьмем для примера отказ ребенка от еды или от ка­кого-либо блюда. В одном случае твердое, внушающее сло­во может дать прекрасный эффект; в другом – оно может не только остаться безрезультатным, но еще усилить упорство ребенка; в третьем – может потребоваться спе­циальная медицинская Помощь; в четвертом – наиболее плодотворным может оказаться метод совершенного игно­рирования.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.