Зарождение опыта
Возьмем сравнительно простой пример. Воспитатель стоит перед фактом упорного отказа ребенка от еды. Надо преодолеть его – такова цель. Или возьмем задачу более сложную: некоторые дети жестоко относятся к животным (птицам, насекомым и т. п.). Какой избрать путь воздействия в опыте воспитательной работы над искоренением приведенных недостатков характера или поведения детей? Очевидно, и в простом случае, и в более сложном не может быть места трафарету, каким-то универсальным, ко всем детям применимым средствам. Путь воздействия и, следовательно, организация воспитательной работы зависят в обоих случаях не только от сущности самого недостатка, который желательно устранить, но и от источника его, который у разных детей может быть различен, а также, и главным образом, от индивидуальных особенностей ребенка.
Задумываясь над выбором пути воздействия, воспитатель должен воскресить в памяти свои знания и мысленно обозреть свой личный опыт, те формы воздействия, которые в аналогичных случаях кончались удачей или неудачей, ознакомиться с опытом других педагогов. Но больше всего он должен сосредоточить свое внимание на выяснении индивидуальных особенностей данного ребенка, данного случая. Именно эти индивидуальные особенности в значительной степени должны определить выбор той или иной меры воспитательного воздействия.
Возьмем для примера отказ ребенка от еды или от какого-либо блюда. В одном случае твердое, внушающее слово может дать прекрасный эффект; в другом – оно может не только остаться безрезультатным, но еще усилить упорство ребенка; в третьем – может потребоваться специальная медицинская Помощь; в четвертом – наиболее плодотворным может оказаться метод совершенного игнорирования.
Страницы: 1 2