Высшие отделы нервной системы
Высшие отделы нервной системы- более пластические, более изменчивые, более пригодные для приспособления организма к сложным, меняющимся условиям жизни, не вытеснят в дальнейшем развития древних приборов, не сделают работу последних излишней, но наложат на них узду, скроют их подпольную деятельность от постороннего наблюдения, от сознания самого действующего лица. Но ребенок не знает еще этой узды, и поэтому почти целиком в обнаженном виде проявляется примитивность его натуры и движущие силы его поведения.Однако не следует чересчур злоупотреблять по отношению к ребенку эпитетом «примитивный». Не надо забывать, что перед нами все же человеческое дитя, которое даже на ранних ступенях развития примитивно лишь в относительном смысле. В самом деле, пробежим еще раз приведенную запись. Какое животное, даже высоко стоящее на биологической лестнице, могло бы проявить в таком сравнительно скудном окружении такую многообразную отзывчивость? Даже к нему, к этому годовалому существу, не вполне применимо название «реагирующего аппарата», которое дает Мюнстерберг школьнику. Ребенок действует, а не только реагирует. Обусловленность записанных в течение получаса реакций ребенка на предметы и явления окружающей его обстановки представляет собой только одну сторону развертывающейся перед нами картины. В ней намечается, хотя и смутно, другая сторона. Как бы в опровержение высокомерного взгляда взрослых, в том числе и некоторых исследователей, признающих за ребенком способность лишь к пассивному восприятию, годовалое дитя, даже в столь ограниченных рамках, в каких оно предстает перед нами в записи Идельбергера, обнаруживает свое активное отношение к окружающему, проявляет себя как своеобразная личность, далекая от индиферентного, одинаково ровного отношения ко всему, что кругом совершается. Эта активность, в которой многие склонны отказывать ребенку, это, как я бы сказал, избирательное начало, которое проявляется уже на заре жизни, дает о себе знать в нашей записи и последовательностью реакций во времени, и различием интенсивности каждой из них, и, конечно, прежде всего разнородностью сопровождающих их эмоций, то положительных, то отрицательных, то борьбой между этими крайними полюсами.
Но что, может быть, всего сильнее должно поразить исследователя в этой записи получаса жизни маленького «примитивного» человеческого существа – это то, что из свыше 70 реакций только очень немногие, и то лишь последние, имеют отношение к процессу питания. Где же господство пищевого интереса в жизни ребенка или, выражаясь языком физиологическим, где пищевая доминанта в деятельности нервных центров?
Метки: нервная систем, отдел, приспособление
Страницы: 1 2