Высшие отделы нервной системы


Высшие отделы нерв­ной системы- более пластические, более изменчивые, бо­лее пригодные для приспособления организма к сложным, меняющимся условиям жизни, не вытеснят в дальнейшем развития древних приборов, не сделают работу последних излишней, но наложат на них узду, скроют их подпольную деятельность от постороннего наблюдения, от сознания само­го действующего лица. Но ребенок не знает еще этой узды, и поэтому почти целиком в обнаженном виде проявляется примитивность его натуры и движущие силы его поведения.Однако не следует чересчур злоупотреблять по отноше­нию к ребенку эпитетом «примитивный». Не надо забы­вать, что перед нами все же человеческое дитя, ко­торое даже на ранних ступенях развития примитивно лишь в относительном смысле. В самом деле, пробежим еще раз приведенную запись. Какое животное, даже высоко стоящее на биологической лестнице, могло бы проявить в таком сравнительно скудном окружении такую много­образную отзывчивость? Даже к нему, к этому годовалому существу, не вполне применимо название «реагирующего аппарата», которое дает Мюнстерберг школьнику. Ребе­нок действует, а не только реагирует. Обусловленность записанных в течение получаса реакций ребенка на предметы и явления окружающей его обста­новки представляет собой только одну сторону разверты­вающейся перед нами картины. В ней намечается, хотя и смутно, другая сторона. Как бы в опровержение высоко­мерного взгляда взрослых, в том числе и некоторых ис­следователей, признающих за ребенком способность лишь к пассивному восприятию, годовалое дитя, даже в столь ограниченных рамках, в каких оно предстает перед нами в записи Идельбергера, обнаруживает свое активное от­ношение к окружающему, проявляет себя как своеобраз­ная личность, далекая от индиферентного, одинаково ровного отношения ко всему, что кругом совершается. Эта активность, в которой многие склонны отказывать ребенку, это, как я бы сказал, избирательное начало, ко­торое проявляется уже на заре жизни, дает о себе знать в нашей записи и последовательностью реакций во времени, и различием интенсивности каждой из них, и, конечно, прежде всего разнородностью сопровождающих их эмоций, то положительных, то отрицательных, то борьбой между этими крайними полюсами.
Но что, может быть, всего сильнее должно поразить ис­следователя в этой записи получаса жизни маленького «примитивного» человеческого существа – это то, что из свыше 70 реакций только очень немногие, и то лишь по­следние, имеют отношение к процессу питания. Где же господство пищевого интереса в жизни ребенка или, вы­ражаясь языком физиологическим, где пищевая до­минанта в деятельности нервных центров?

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.