Среда в которой воспитывается подросток
История существования Советского государства блестяще демонстрирует благотворное влияние на психическое развитие подростков нашего социального строя и постепенное исчезновение тех пороков отрочества, которые были типичны в период царизма, а апологетами его объяснялись биологической сущностью организма подростка. Подростковый период формирования психики ограничен возрастом от 10-12 до 15-16 лет. Закрепляемые к концу его новые и чрезвычайно сложные качества психики получают дальнейшее усложнение на этапе юности.
Чем же определяется степень гармонии индивидуальных качеств подростка? Вряд ли требуется обосновывать то положение, что «внешний мир» раскрывается для ребенка вначале через окно «семьи», в первую очередь самых близких членов ее, наиболее полно обеспечивающих важнейшие потребности организма ребенка. По мере развития ребенка его общение с «внешним миром» прогрессивно усложняется примерно в одной и той же последовательности: мать, отец, бабушка, дедушка, сестра, брат и т. д. Расширение контактов ребенка с лицами разной степени родства обогащает его миросозерцание и отражается, в частности, в усвоении им понятий, раскрывающих степени родства. Трудно, конечно, найти схему перехода от отражения ребенком «внешнего мира», рассматриваемого через семью, к отражению более широкого диапазона его в условиях дошкольного учреждения, школы, вуза, производства и др. Ясно одно, что образы людей, с которыми он общается в ходе своего развития, их внешний облик, особенности поведения, взаимоотношений и отношения к самому ребенку играют ведущую роль в формировании у него самого представления о человеческих взаимоотношениях. Известны явления так называемого миметизма – сходства между супругами, прожившими совместно длительное время. Такое сходство обусловлено не внутренней биологической общностью их, а в первую очередь условиями совместной жизни, совместной деятельности.
Страницы: 1 2