Среда в которой воспитывается подросток
Только от среды, в которой воспитывается подросток, зависит, станет ли он забитым, лишенным собственного мнения и самоуважения (самолюбия), «ничтожеством» (Н. А. Добролюбов). Не критиканство формирующегося эгоизма, а разумное управление и коррекция качеств» подростка – ведущая задача воспитателя.Необходимо учитывать также роль ряда биологических особенностей, свойственных организму подростка. Известны сложные нейрогормональные сдвиги, происходящие в пубертатном возрасте – возрасте полового созревания. В этой связи многим подросткам свойственны состояния повышенной утомляемости, состояния, как правило, временные и проходящие. Естественно, что такая повышенная утомляемость чаще сосуществует с упрямством и раздражительностью, немотивированными поступками и аффективными вспышками, грубостью и противопоставлением себя взрослым и т. д.
Нетрудно видеть, однако, что сами эти реакции подростка не являются результатом повышенной утомляемости, которая возникает лишь вследствие усиления, обострения, гротескной выраженности качеств, типичных для психики подростка. Вместе с тем длительные состояния утомления, слабости организма подростка могут способствовать как более стойкому проявлению отрицательных типов его реакций, так и последующему их закреплению. Рациональная организация режима жизни подростка, поддержание его физического здоровья становятся в этой связи важнейшими критериями его психического развития. При всем этом главная роль сохраняется за сложным комплексом специфических человеческих влияний на подростка окружающих его условий жизни, за сложными социальными влияниями. » Известный шведский этнограф Б. Даниельсон убедительно показал, что у подростков, живущих на атолле Рароиа, не возникают расстройства «переломного» (пубертатного) возраста, поскольку первобытнообщинный строй их жизни, не затронутый тлетворным влиянием колониализма, не создает тех социальных причин, которые во многом обусловливают такие расстройства. Автор делает правильный вывод о том, что расстройства переломного возраста неправомерно объяснять только биологическими особенностями организма подростка.
Метки: мнение, самоуважение, эгоизм
Страницы: 1 2