Собрание педагогических опытов


При обработке материала я предложил бы придержи­ваться следующего правила: чем ярче и конкретнее отра­жены в записи искусство и опыт воспитателя, чем отчет­ливее вырисовываются в ней черты его индивидуального творчества, тем бережнее, осторожнее надо быть с обра­боткой, ограничиваясь, по возможности, лишь самым не­обходимым (стилистическими поправками, перераспре­делением фактов). Большую ценность представляют со­бою некоторые материалы, рисующие опыт работы в одной какой-либо области или попытки решения какой-либо частной проблемы (воспитание гигиенических на­выков, рационализация питания, развитие наблюдательно­сти). Такого рода материалы требуют также тщательного отбора и обработки на основе тех принципов, которые были указаны выше, и затем соответствующей систематизации.
Большое место в наших материалах по опыту зани­мает вопрос об индивидуальном подходе к детям. Редкая запись, отчет, дневник не заключает в себе указания на то, что воспитатель индивидуально подходит к детям, иногда даже говорится, что «к каждому ребенку у воспитателя имеется особый индивидуальный подход». Конечно, надо только радоваться тому, что в сознание большинства дошкольных работников глубоко проникла и нашла живой отклик идея о необходимости индивидуали­зации воспитательной работы, о невозможности стричь всех под одну гребенку. Однако термином «индивидуаль­ный подход» часто злоупотребляют, а главное, в примерах, которые приводятся для иллюстрации индивидуального подхода, очень часто, к сожалению, отсутствует хотя бы краткая характеристика тех индивидуальных особенно­стей ребенка, которые диктуют необходимость особого приема, и именно такого, а не другого. А без такой ха­рактеристики даже самый удачный результат неубеди­телен и может показаться случайным, так как этот же прием, примененный в аналогичных случаях к другим детям, может не только остаться бесплодным, но даже вызвать отрицательный эффект.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.