Сигнальное значение слова


Сигнальное значение словаТаким образом, уже наблюдения показывают значительное разнообразие условий, в которых слово приобретает сигнальное значение для ребенка. Нам кажется очень важным подчеркнуть это обстоятельство, так как отсутствие обычной картины выработки классических условных рефлексов вызывает у некоторых авторов сомнение в условнорефлекторной природе словесных сигналов вообще. Во второй части работы мы пытались выяснить, как описанные различия в условиях выработки сигнального значения слова отражаются на скорости выработки временных связей и прочности их. Ребенку предъявлялись различные незнакомые ему предметы, но некоторые из них он мог только видеть, с другими же имел возможность производить различные действия: молотком стучал, в дудочку дул и т. д. Экспериментатор при этом называл предмет. В одной серии опытов ребенку предъявлялось десять предметов, имевших пищевое подкрепление, в другой — десять предметов (других) с игровым подкреплением и, наконец, в третьей — еще десять предметов-раздражителей, предъявление которых сопровождалось лишь ориентировочным подкреплением. В каждой серии опытов имелось два варианта: 1) условная реакция (пищевая, игровая, ориентировочная) вырабатывалась, закреплялась и лишь после этого присоединялось называние предмета; 2) условная реакция на предъявление предмета вырабатывалась одновременно с его называнием. Полученные результаты определялись прежде всего характером подкрепления и лишь затем условиями предъявления непосредственных раздражителей и словесного. Наиболее быстрое замыкание временных связей и наибольшая их прочность обнаруживаются в случае применения пищевого подкрепления, довольно близкие результаты дает игровое подкрепление; при ориентировочном подкреплении процесс выработки временных связей протекает сравнительно медленно и они имеют тенденцию к спонтанному угасанию.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.