Сенсорный анализ


Усиленная тренировка может до некоторой степени улучшить все формы сенсорного анализа, но эффект всё же будет ниже того, который достигается в раннем возрасте.
В исследовании Б. Ф. Ломова и А. М. Иваницкого (1977) установлено, что ранняя депривация зрительной функции детей сопровождается снижением остроты зрения (различными формами амблиопии), когда они становятся взрослыми, причем регистрируются удлинения латентности и снижение амплитуды большинства компонентов вызванного потенциала, что свидетельствует о поражении центрального отдела анализатора. Таким образом, у детей обнаруживаются принципиально те же последствия депривации сенсорных функций в критическом периоде их развития, которые были установлены в исследованиях на животных.
Благоприятная роль ранней тренировки сенсорных. функций ©чень демонстративно выступает в наблюдениях педагогов, к сожалению, неопубликованных. Так, Е. Г. Ковальская, проводившая па протяжении многих лет работу по обучению детей рисованию н детских садах Ленинграда, отметила, что тонкость восприятия формы, цвета гораздо выше у тех детей, которые начинают обучаться с 2.5—3 лет, чем у тех детей, обучение которых начинается в более позднем возрасте. Д. Б. Дубковская (Кировский р-н •Ленинграда) сделала попытку начать музыкальные занятия с детьми ясельного возраста (с 1 года 7 мес) и чрезвычайно быстро получила у них тонкое различение ритмов, характера мелодий и т. д. — даже длительные занятия с более старшими детьми не давали такого эффекта. Можно привести много фактов, касающихся благотворного влияния ранней тренировки и моторных функций ребенка. Психологи располагают значительными по количеству и длительности наблюдениями в этой области. Оказывается, что тренировка моторных функций должна начинаться уже на первом полугодии жизни ребенка (Mac Grow, 1939).
Приведенные здесь данные касаются критических периодов развития тех функций, которые обеспечивают деятельность первой сигнальной системы: восприятие и анализ формы и цвета предметов, мелодии — все это процессы, совершающиеся на уровне первой сигнальной системы.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.