Рост и развитие детей


Рост и развитие детей
В возрастной физиологии и гигиене детей и подростков понятия рост и развитие более конкретны, чем в других науках. Рост- это изменение анатомических и морфологических показателей, т. е. длины и веса тела. Он является одним из основных возрастно-половых признаков и характеризует количественные изменения в организме ребенка. Развитие – показатель качественных изменений, характеризующий физиологическое состояние тканей, органов, систем и организма в целом, т. е. их функциональное совершенствование за определенный период времени.
Процессы роста и развития в детском организме находятся в определенной зависимости друг от друга, связаны с активно растущими и функционально изменяющимися тканями, протекают тем интенсивнее, чем моложе организм. В нормальных условиях оба процесса идут непрерывно, но не всегда равномерно: периоды усиления роста и развития сменяются периодами замедления и наоборот. Это так называемая гетерохронность (разновременность) двух фаз единого процесса. Постепенное накопление количественных изменений в определенный момент приводит к скачку – организм переходит в качественно новое состояние. При этом наблюдается соответствие размеров одних частей тела другим; мышечной силы и двигательной активности – умственной деятельности. Так достигается гармоничность роста и развития.
Явления гетерохронности и гармоничности роста и развития ребенка зависят от многих факторов биологической и социальной среды. При этом биологические факторы роста и развития заложены в самом организме и проявляются в ярко выраженной изменчивости, поддающейся количественному учету, а социальные факторы сконцентрированы в принципах общественного строя, в организации быта, обучения и воспитания. Они учитываются при качественной характеристике, т. е. при оценке роста и развития.
Детям младшего школьного возраста свойственна физиологическая незаконченность формообразования частей тела.
Упомянутая скачкообразность роста и развития детей известна в гигиене как периоды «вытягивания» и «округления».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.