Развитие социальных отношений
В силу низкого уровня развития социальных отношений тогда господствовала скудная, примитивная предметность чувственного сознания и действия. Биологические потребности подвергаются в течение длительного периода изменению и приобретают характер социально-этический. Чувственная потребность в определенных предметах и других явлениях выражается в форме желаний, эмоций, страстей. Эти потребности, стремления стимулируют дальнейшее развитие познавательного процесса, возникшего на основе общественного производства материальных благ.Уже удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и приобретенное уже орудие удовлетворения ведут к новым потребностям (К Маркс). Потребности, желания в удовлетворении своих потребностей у человека в широком психологическом понимании являются не чем иным, как проявлением эмоциональной, аффективной деятельности его сознания.
Нужно полагать, что в процессе активного общественного отношения личности к окружающей среде развивающееся сознание выступает во внутреннем единстве познавательного содержания и эмоциональной формы проявления.
Отличительной особенностью логической сферы сознания является познание связей и отношений в окружающих явлениях и самой личности в движении, развитии. Индивидуальное мышление не есть сухой аморфный логический процесс, тождественный у всех людей,- оно всегда выступает в единстве с эмоциональной деятельностью, которая является чувственной формой познаваемого содержания.
Эмоции стимулируют познание, создавая чувственную потребность в новом познании, т. е. вызывая импульс внутренний, побуждающий мотив познания, который является его предпосылкой. Познание как ведущий фактор доставляет эмоциональному переживанию (как биологическому фактору) объективное социальное содержание, придает ему характер определенности и законченности: отображаемая действительность в мышлении есть не отображение вообще, а определенное, конкретное отображение, которое должно быть эмоционально переживаемо определенным способом.
Способ выражения чувственного переживания также определяется характером и уровнем познания. В самом деле, проявление эмоции, аффектов у детей в значительной степени отличается от эффективности взрослых и культурных людей. Это различие несомненно зависит в огромной степени от уровня развития внутреннего активного торможения коры мозга и содержания интеллекта.
Изложенные выше данные о взаимоотношениях познавательного содержания и эмоциональной формы его проявления дают основание рассматривать эти две стороны индивидуального сознания личности как диалектику познания и чувства.
Интересно также сделать заключение о том, что эта диалектика чувства и познания является частным выражением более широкого понятия диалектического взаимоотношения между социальным и биологическим фактором.
Метки: отношение, предметность, эмоции
Страницы: 1 2