Развитие социальных отношений


Развитие социальных отношенийВ силу низкого уровня развития социальных отноше­ний тогда господствовала скудная, примитивная пред­метность чувственного сознания и действия. Биологиче­ские потребности подвергаются в течение длительного периода изменению и приобретают характер социально-этический. Чувственная потребность в определенных предметах и других явлениях выражается в форме жела­ний, эмоций, страстей. Эти потребности, стремления сти­мулируют дальнейшее развитие познавательного про­цесса, возникшего на основе общественного производства материальных благ.Уже удовлетворенная первая потребность, действие удовлетворения и приобретенное уже орудие удовлетво­рения ведут к новым потребностям (К Маркс). Потреб­ности, желания в удовлетворении своих потребностей у человека в широком психологическом понимании явля­ются не чем иным, как проявлением эмоциональной, аф­фективной деятельности его сознания.
Нужно полагать, что в процессе активного обществен­ного отношения личности к окружающей среде разви­вающееся сознание выступает во внутреннем единстве познавательного содержания и эмоциональной формы проявления.
Отличительной особенностью логической сферы со­знания является познание связей и отношений в окру­жающих явлениях и самой личности в движении, разви­тии. Индивидуальное мышление не есть сухой аморфный логический процесс, тождественный у всех людей,- оно всегда выступает в единстве с эмоциональной деятель­ностью, которая является чувственной формой познавае­мого содержания.
Эмоции стимулируют познание, создавая чувствен­ную потребность в новом познании, т. е. вызывая им­пульс внутренний, побуждающий мотив познания, кото­рый является его предпосылкой. Познание как ведущий фактор доставляет эмоциональному переживанию (как биологическому фактору) объективное социальное со­держание, придает ему характер определенности и за­конченности: отображаемая действительность в мышле­нии есть не отображение вообще, а определенное, кон­кретное отображение, которое должно быть эмоциональ­но переживаемо определенным способом.
Способ выражения чувственного переживания также определяется характером и уровнем познания. В самом деле, проявление эмоции, аффектов у детей в значитель­ной степени отличается от эффективности взрослых и культурных людей. Это различие несомненно зависит в огромной степени от уровня развития внутреннего актив­ного торможения коры мозга и содержания интеллекта.
Изложенные выше данные о взаимоотношениях по­знавательного содержания и эмоциональной формы его проявления дают основание рассматривать эти две сто­роны индивидуального сознания личности как диалекти­ку познания и чувства.
Интересно также сделать заключение о том, что эта диалектика чувства и познания является частным выра­жением более широкого понятия диалектического взаи­моотношения между социальным и биологическим фак­тором.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.