Рациональный режим труда и отдыха


При суммарной большой нагрузке (физической и умственной) на­блюдаются замедленные реакции на раздражители со стороны различ­ных систем организма, свидетельствующие о развитии нарушения коор­динации высшей нервной деятельности. Так, например, латентный период зрительно-моторной реакции у таких подростков соответственно в течение рабочего дня на 30-35% по сравнению с таковым той с подростков только работающих. Со стороны сердечно-сосудистой системыу последних чаше встречаются гипотонические, гипертонизугл и дистонические реакции, которые являются пусковым «механизм» к возникновению гипертонии у подростков, боту рель. Рационализации режима труда подростков, сочетающих рядом и в вечерних (сменных) школах, необходимо проведение сокпап принятии снижению суммарной нагрузки учащихся за счет объема домашних заданий и уменьшения времени на пере­дние в школу и на работу. Целесообразно выделение групп под­ростков от контингента взрослых учащихся с целью установления учебы, учитывающего специфические особенности юношеского ростп. Следует максимально приблизить места занятий вечерних школ к предприятиям, где работают подростки. В вечерних школах необхдимо установить перерывы между уроками (не менее 10 мин). Для печения нормального режима питания важна организация приема пищи в школе. Рациональная организация режима дня в системе средних должна проводиться в следующих направлениях: а) правильное трудовой и учебной деятельности в течение дня, недели при известном ограничении продолжительности каждого вида труда, б) достаточных интервалов отдыха, в) совмещение учебно-трудового деятельности с периодом активного физиологического бодрствовани11 организма. Все это может способствовать преодолению подросткам возросших до определенных пределов нагрузок. Так, например чередование теоретических и практических занятий необходимо в течение дня причем на 1-м году целесообразно число дней теоретических занятий свести до минимума. На 2-м, особенно на 3-м, году обучения, когда длительность практических занятий составляет 6 ч, их следует чередовать с днями теоретических занятий, при этом продолжительность теорети­ческих занятий необходимо в известной степени ограничивать, посколь­ку увеличение длительности учебного дня до 8 уроков является неэф­фективным и способствует ухудшению состояния центральной нервной системы.Введение перемен между уроками по 5 мин целесообразно лишь при условии продолжительности урока 35 мин и проведении занятий по схе­ме: через каждые 70 мин (сдвоенные уроки) -перемены по 10 мин.
Новая прогрессивная техника, комплексная механизация и автома­тизация производственных процессов в ближайшие годы займут веду­щее место в промышленности и сельском хозяйстве. Появляются новые профессии по управлению механизмами: операторы пультов управле­ния, наладчики, механики, работающие на автоматических линиях при производственных процессах, построенных по принципу непрерывного потока на конвейерах и др. При таких производственных процессах сти­раются грани между физическим и умственным трудом. Все это выдви­гает необходимость установления такого режима труда и отдыха под­ростков, при котором устранялось бы перенапряжение отдельных систем и организма в целом. Введение 5-дневной рабочей недели имеет боль­шое значение в оздоровлении условий труда подростков, поскольку кон­центрация свободного времени в течение 2 выходных дней создает бо­лее благоприятные условия для организации рационального отдыха, за­нятий спортом, физкультурой, повышения общего культурного уровня.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.