Пути индивидуализации воспитания
Пути индивидуализации воспитания не могут быть найдены, если не выяснено, что мы вкладываем в понятие «индивидуальность».
Индивидуальность – своеобразие личности, делающее ее неповторимой, единственной. Своеобразие обычно бывает особенно ярко выражено в одной какой-либо или в некоторых сферах развития и поведения личности – двигательной, эмоциональной. Но часто удается найти одну основную особенность, объединяющую и освещающую все как будто разрозненные отличительные черты ребенка и облегчающую понимание всей его личности.
Своеобразные формы поведения ребенка нередко носят временный характер и не только не отражают действительных тенденций его развития, но маскируют их, скрывают от окружающих подлинное лицо ребенка, возможности его развития. Вот почему и родителям, и воспитателям не следует ограничиваться констатированием своеобразия поведения или характера ребенка (замкнутость, грубость, недисциплинированность и т. п.), а необходимо вникнуть в условия его жизни в семье и вне ее, чтобы найти движущие силы его поведения.
В этих движущих силах мы открываем очень важные для воспитателя стороны формирующейся личности ребенка, а именно то, что составляет ее силу, и то, что составляет ее слабость, т. е. то, что является прогрессивным, залогом подъема развития, и то, что тормозит развитие, тянет его назад, к пройденной уже ступени, или даже искажает развитие. Знание силы и слабости не только данного возраста, но и данного ребенка создает почву для построения разумного воспитания. Каков бы ни был опыт и качества педагога, только знание силы и слабости ребенка дает рычаг, при помощи которого можно двинуть развитие вперед.
Страницы: 1 2