Психологическая структура личности


Психологическую структуру личности можно рассматривать с различных позиций. По формам функционирования психических явлений внутренний мир человека включает психические процессы, состояния, образования и свойства, которые в то же время представляют собой различные уровни структурных элементов личности.
Генетически и функционально начальным этапом психической деятельности человека являются психические процессы, выступающие в качестве первичных регуляторов его поведения. На их основе возникают психические состояния, формируются психические образования, свойства личности, приобретается жизненный опыт. К психическим процессам относят познавательные процессы – ощущения, восприятие, представление, внимание, воображение, память, мышление и речь. С помощью этих процессов человек отражает окружающий мир и ориентируется в обстановке. Эти процессы присущи каждому человеку, однако они различаются своими качественными характеристиками. Человек не только отражает окружающий мир, происходящие в нем события, но и определенным образом относится к ним, переживает это отношение в виде радости, негодования, злости и т.д.
Достижение положительных результатов в деятельности сопряжено с преодолением значительных трудностей, постановкой целей и борьбой мотивов, принятием решений, мобилизацией внутренних сил, проявлением настойчивости, усилиями в управлении самим собой. Все эти явления называются волевыми процессами. Высокие волевые качества являются важной психологической предпосылкой успешной деятельности человека.
В структуру психологии личности входят и психические состояния. Они представляют собой функциональный настрой психики человека, оказывают положительное (подъем, активность, собранность, воодушевление) или отрицательное (угнетенность, подавленность, пассивность, боязнь, страх) влияние на его работоспособность, эффективность трудовой деятельности.
На основе психических процессов осуществляется также формирование психических образований – прежде всего знаний, навыков, умений, характеризующих уровень профессиональной подготовленности человека и вместе с профессионально важными качествами составляющих его мастерство.
К психологическим свойствам личности относятся ее направленность, характер, темперамент, способности.
-Направленность выражает систему внутренних побуждений и жизненных целей человека;
-характер – особенности его отношений;
-темперамент – динамику протекания психических процессов;
-способности – возможности по овладению какой-либо деятельностью.
Находясь в диалектической связи с психическими процессами, психическими состояниями и психическими образованиями, психологические свойства являются основными компонентами структуры личности, они составляют ее ядро.
Психологическая структура личности является своеобразной схемой (программой), позволяющей целеустремленно, организованно и последовательно изучать индивидуально-психологические особенности конкретного человека (см. приложение №1).
Содержание личности – прежде всего ее духовный мир, индивидуальное сознание. Оно включает сложившиеся в систему представления, понятия, идеи, взгляды, убеждения, которые обусловливают понимание человеком окружающего мира, происходящих в нем событий, отношение к выполнению функциональных обязанностей. Сознание предполагает и самосознание человека, т.е. осознание самого себя, своих мыслей, поступков, поведения, своих прав и обязанностей, потребностей и интересов, своего духовного и физического облика.
Обязанности сотрудников отделов охраны и безопасности сложны и многообразны. Они связаны с конвоированием спецконтингента, осмотром охраняемых объектов, наблюдением за световыми и звуковыми сигналами охранно-пожарной сигнализации, запоминанием большого количества служебной информации (особенностями охраняемых объектов, расположения различных предметов, грузов, мест возможного совершения правонарушений и появления преступников и т.д.). Сотрудники должны хорошо ориентироваться на месте происшествия, уметь анализировать возникающие ситуации и принимать решения о задержании, применении оружия или средств защиты. Успешность решения этих задач во многом зависит от степени развития у сотрудников психических познавательных процессов: профессиональной чувствительности, профессионального восприятия и профессиональной внимательности, что в совокупности является профессиональной наблюдательностью.
Профессиональная наблюдательность – качество, выражающееся в умении преднамеренно, избирательно, планомерно, с использованием своих органов чувств (зрения, слуха, обоняния) осуществлять выявление и сбор информации, необходимой для решения служебных задач.
Так, при осмотре охраняемого объекта на техническую укрепленность от сотрудников требуется путем личного восприятия определить имеющиеся недостатки в укрепленности, что в свою очередь, будет зависеть как от знания объекта, так и от настойчивости наблюдения.
Всем сотрудникам нужна профессионально развитая чувствительность – натренированность органов чувств – слуха, зрения и даже обоняния, осязания и других. Чувствительность развиваема и деятельность способствует этому. Так, опытные водители замечают малейшие изменения числа оборотов двигателя, появление совершенно незаметных оттенков изменения его общего шума, или внутри кузова, в подвеске. Индивидуальные особенности сотрудников связаны с умением по-разному воспринимать величину, форму, угловые размеры объектов, их скорость, цвет и т.д., что зависит как от опыта сотрудников так и неодинаковости порогов ощущений. Индивидуальные вариации имеются и в адаптации – скорости и степени изменения чувствительности под влиянием изменений раздражителей. Известна темновая адаптация зрительных ощущений – повышение чувствительности при переходе из света в темноту и световая – падением чувствительности под влиянием обратного перехода. У одних, например, темновая адаптация длится 3-5 минут, у других – до 15-20. Засветка темно-адаптированного глаза в течение нескольких секунд снижает его чувствительность не несколько минут. Все это имеет существенное значение, например, при ночном патрулировании, при осмотре чердаков и подвалов, при переходе из освещенных мест в темные и т.д. Неодинакова у сотрудников и чувствительность разной модальности, качества. У одних лучше характеристики зрения, у вторых – слуха, третьих – осязательные. Ощущения взаимодействуют в психологической деятельности. Так, острота зрения при повышении температуры воздуха от +20 С до +28 С снижается в 2 раза; зеленый свет повышает остроту слуха; ощущения идущие от переполненного мочевого пузыря сильно снижают остроту зрения и т.д. Однако особенности взаимодействия так же индивидуальны и тоже тренируемы.
Профессионально развитая наблюдательность связана особыми характеристиками восприятий – целостным предметным отражением окружающего в сознании сотрудника. Восприятия характеризуются прежде всего осознанностью, их совершенствованием под влиянием опыта и знаний сотрудников, их зависимостью от интересов, мотивов решающих задач. Два сотрудника могут быть в одних и тех же условиях, например, при осмотре чердаков и подвалов, но звуки и шумы они будут воспринимать по-разному. Это же обнаруживается и на месте происшествия, при осмотре охраняемого объекта, при восприятии людей, наблюдений и т.д. Имеются индивидуальные различия в слуховых, зрительных, двигательных восприятиях, в восприятии времени, пространства, движения и др. У сотрудника с неразвитым профессиональным восприятием часто бывают иллюзии – ложные восприятия. Известны случаи, когда сотрудники не замечали при осмотре объекта по сигналу «тревога» полностью выбитого окна, форточки, нарушений технической укрепленности объекта, неправильно оценивали расстояние. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт сотрудников, особенности анализаторов, изменения условий восприятия, дефекты органов чувств и пр. Восприятия тренируемы в большей степени, чем ощущения, и их профессионализация сказывается сильнее на решении служебных задач.
В особенности необходима способность обращать внимание на то, что нужно, когда нужно и где нужно, в этом проявляется профессиональная внимательность. Так, при выяснении причин срабатывания сигнализации одни сотрудники могут обратить внимание на то, что на окне отклеился извещатель, при оказании помощи представителю «хозоргана» при сдаче объекта под охрану – что он чем-то расстроен и на объекте не закрыта форточка, другие сотрудники этого могут не заметить, не обратить внимание. Сотрудники различаются по свойствам внимания (объему, интенсивности, распределению, переключению, концентрации, устойчивости, отвлекаемости). Есть произвольное и непроизвольное внимание. Профессиональная внимательность – прежде всего развитое произвольное внимание, намеренное и умело управляемое. Нужно настойчиво и целеустремленно развивать его у себя.
Любая подготовленность сотрудника связана с личностными психологическими компонентами. Профессионально важными среди них являются профессиональная наблюдательность и память сотрудника. Напомню, профессиональная наблюдательность – качество, выражающееся в умении преднамеренно, избирательно, планомерно, с использованием своих органов чувств (зрения, слуха и обоняния) осуществлять выявление и сбор информации необходимой для решения служебных задач. Везде сотрудники должны не просто смотреть, а пытливо и настойчиво наблюдать, подмечать все, что нужно для решения профессиональных задач.
Память – это отражение опыта сотрудника путем запоминания, сохранения, узнавания и воспроизведения. В психологии выделяют следующие виды памяти: двигательную, эмоциональную, словесную и образную. Двигательная память или память на движение – запоминание и воспроизведение применения приемов самбо, задержании подозреваемых в совершении преступлений. Эмоциональная память, или память на чувства, сохраняет пережитое человеком чувство. Эмоциональная память важна практически всем сотрудникам. Словесная память – это запоминание и сохранение, а затем воспроизведение прочитанных или услышанных мыслей, задания в словесной форме. Данный вид памяти важен для сотрудников в силу того, что им приходится запоминать, сохранять и воспроизводить положения нормативных актов, инструкций, получать задания по осмотру охраняемых объектов в словесной форме по радиостанции и т.д. Образная память, или память на представления, помогает запомнить, сохранить и воспроизвести лица, обстановку на месте происшествия, план маршрута, особенности охраняемого объекта. Эти виды памяти являются основополагающими компонентами профессиональной памяти сотрудников. Профессионально-развитая память – качество, характеризующееся особенностями запоминания, сохранения и последующего воспроизведения всего ранее воспринятого, сделанного, пережитого сотрудником и имеющего отношение к профессиональной деятельности и нужного для ее осуществления. Для развития профессиональной памяти ее нужно постоянно тренировать. Основной целью тренировки профессиональной памяти является совершенствование индивидуальных способностей: запоминать быстро и точно; запоминать наибольший объем информации; запоминать планы, схемы, особенности охраняемых объектов; запоминать количество и расположение предметов и т.д. При запоминании информации наибольшее значение имеют следующие фазы памяти: восприятие информации, концентрация, запечатление, повторение, забывание и припоминание. При совершенствовании памяти важно знать главный закон развития: «труд, настойчивость, регулярность». Существует и такое правило умственной работы – отдыхать, меняя занятия. Это верный путь избежать переутомления. Одна из основных заповедей при улучшении памяти – регулярное повторение. Но следует иметь в виду, что при повторениях не следует переутомляться. Через 40 – 50 минут полезно делать перерыв на 10 – 15 минут. Полезно повторять информацию перед сном, а так же утром, на «свежую голову». Очень эффективен метод логического, ассоциативного запоминания. Запоминая что-либо из прочитанного, надо не просто зазубривать факты и описания, а стараться подбирать к ним какие-либо известные аналогии. Тогда в будущем Вы сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения. Поможет ассоциативная обработка материала. Тренируя профессиональную память необходимо остановиться на мысленных образах и картинах. Например, вы должны запомнить и в короткое время воспроизвести несколько предметов: ковер, бумага, бутылка, кровь, кресло, рыба, окно, телефон, сигарета, гвоздь, автомобиль, кофеварка, кирпич и т.д. Вы должны нарисовать яркий мысленный образ, ни буквы, ни слова, а именно яркую картину. Вы начинаете непосредственно тренировать Вашу память. Вам нужно ассоциировать ковер с бумагой. Ассоциация должна быть, насколько возможно, нелогичнее и даже забавна. Например, Вы можете представить ковер, сделанный из бумаги. Представьте себя прогуливающимся по этому ковру и постарайтесь услышать шорох под ногами. Листок бумаги, лежащий на ковре, не подойдет – это слишком логично. Логическая ассоциация не способствует запоминанию. Переходите к следующему слову, свяжите бумагу с бутылкой. О ковре пока забудьте. Констатируйте следующий образ: бумага – бутылка. Представьте себе бутылку, из которой вместо воды ползет жеванная бумага и т.д. Если Вам удалось достаточно ясно увидеть придуманные Вами картины, Вам не составит трудности запомнить перечень названных предметов. Попробуйте повторить весь ряд предметов. Первое – ковер, он немедленно влечет за собой бумагу, за бумагой бутылка и т.д. В этом случае полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое. Очень важно, чтобы не было механического запоминания. Установлено, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше продуктивности механической памяти.
Легче всего человек запоминает сведения, связанные с ассоциацией его повседневной деятельности. В этом случае на помощь приходят мнемонические правила. Мнемоника стара как мир. Еще от древних греков дошли до нас некоторые из ее приемов. В наше время выработано много новых мнемонических приемов. Они представляют собой уловки, облегчающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций. Так, если нужно удержать в памяти много разнородных сведений, следует мысленно вообразить город, поделенный на много разнородных улиц. На каждой улице – свое количество домов, а в домах – комнаты, в каждой комнате – «наготове» то или иное воспоминание (этот мнемонический прием разработал около 2,5 тысяч лет назад грек Симонид). Или, чтобы запомнить непривычное название реки Гвадалквивир, мнемоника предлагает запомнить предложение «глотал кефир». Последовательность цветов радуги школьники запоминают с помощью фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Разработаны и принципиально новые методы ускоренного освоения человеком больших массивов информации. Эти методы основаны на использовании физиологических особенностей нашего мозга. Физиологи доказали, что скорость запоминания печатного сообщения зависит не от количества информации, в нем содержащейся, а от длины сообщения. Поэтому для повышения эффективности процесса запоминания рекомендуется специальным образом организовывать материал. По такому принципу, например, составляются телефонные справочники. Так, первые цифры номеров телефонов указывают определенный район города, а последующие цифры разбиваются на группы по две цифры в каждой.
Для запоминания цифр и чисел целесообразно пользоваться системой зацепок – это постановка предметов вместо цифр. Запомните мнемоническую фразу:
Ле ни вый риф мач пи ши си дя
0 1 2 3 8 5 6 7 9
Каждый, кто хочет улучшить свою память, должен заставлять себя запоминать. Если запоминание начинается с утверждения «я запомню!», то, скорее всего, так и будет. В то же время бесцельное удерживание в памяти чего-либо ненужного снижает подвижность сознания, связывает мышление, мешает его оперативности. Забывание – не болезнь памяти, а условие его здоровья. Память играет важную роль в накоплении опыта и сохранении знаний. Сотрудник должен много знать, а то, что знает – хорошо помнить. Запоминание, сохранение и воспроизведение в нужный момент полезной информации – важное условие успешной деятельности сотрудника. Значительное повышение профессиональной памяти может быть достигнуто при условии систематичности и непрерывности тренировки.
Умение анализировать возникающие ситуации, умение планировать свои действия являются профессионально-важными умениями в деятельности сотрудников. Решение возникающих ситуаций профессиональной деятельности во многом зависит от их профессионального мышления. Без профессионального мышления, без работы мысли сотрудников практически не решается ни одна служебная задача.
Профессиональное мышление – это обобщенное и опосредованное отражение сотрудником предметов, явлений и событий, профессионально значимых для решения служебных задач. Уметь мыслить – это значит уметь применять имеющиеся знания, опыт, уметь думать, размышлять, рассуждать при решении стоящих перед сотрудником задач. Недостатки в служебной деятельности возникают обычно потому, что сотрудник что-то не додумал, о чем-то не догадался, чего-то не предусмотрел и т.д. Помочь справиться с этими недостатками поможет знание и учет психологических особенностей мышления сотрудников, основных направлений и способов формирования умения анализа ситуаций и планирования своих действий. Особенности профессионального мышления сотрудников определяются тремя группами факторов:
1. Особенностями объектов служебной деятельности и их многообразием. Это – различные категории граждан, с которыми приходится общаться сотрудникам, и различные категории охраняемых объектов.
2. Условиями деятельности сотрудников, среди которых необходимо учитывать и психологические условия:
Объективные – соответствие своих действий, приемов психологии людей (их качествам, психическим состояниям, мотивам поведения, занятой позиции), задачам получения необходимого психологического эффекта (изменение мотивов поведения лица, вызова растерянности, притупления бдительности);
Обстановочные – соответствие действий, приемов психологическим особенностям времени места (ночное время, холод или жара, плохая освещенность, скоротечность события, присутствие или отсутствие других лиц; возможные осложнения при задержании, которые могут возникнуть, если со стороны задерживаемого, его сообщников и сочувствующих будет оказано сопротивление; вероятность вооруженного сопротивления или нападения на сотрудников; особенности взаимоотношений сотрудников с гражданами и потребностями их изменений (например, установление психологического контакта);
Субъективные – характеризующие психологию самого сотрудника, его умения по оценке ситуации и условий применения оружия, осуществляющего выбор и реализацию профессиональных действий, приемов. Субъективные условия являются решающими. Никакой, даже самый лучший прием ничего не даст, если сотрудник не владеет и не управляет своим состоянием и поведением.
3. Особенности личности сотрудника (направленность личности, волевые, эмоциональные качества и особенности мышления, обусловленные подготовленностью, опытом сотрудника).
Основные психологические приемы мышления:
Прием уяснения профессиональной задачи. Его суть – в осмыслении двух элементов: условий и цели. Немаловажным здесь является и возможный исход ситуации, и его анализ от предстоящих действий или бездействий. Это проясняет задачу, организует движение мысли сотрудника. Не уяснив задачу, нельзя действовать. Чем сложнее, масштабнее задача, тем больше ясности вносит разложение исходной общей задачи на несколько простых, элементарных задач (порядок осмотра объекта, блокировка, способы организации и поддержания связи при осмотре объекта при различных условиях). При уяснении служебной задачи особенно важно быть внимательным к деталям и мелочам: анализ исходных данных, систематизация информации, имеющейся в карточке-схеме охраняемого объекта, оценка достоверности. Уяснение задачи завершается осмыслением путей ее решения. И главное здесь – искать варианты, не удовлетворяться ясностью пришедшей в голову мысли. Одну и ту же задачу можно решить несколькими способами, один и тот же охраняемый объект можно осматривать по-разному, используя несколько вариантов.
Прием организации поиска решения. Поиск решения стоящей перед сотрудником задачи нерационально вести вслепую, наугад, путем проб и ошибок или простого перебора вариантов. Преодолеть это помогает специальная «поисковая» организация мыслительной деятельности сотрудника, суть которой, если коротко – искать по системе. Разнообразие конкретных задач и ситуаций обуславливают и разные «системы», разнообразную мыслительную организацию поиска решений. Любой поиск с чего-то начинается. Выделение отправного пункта, исходной точки поиска задает его направление, помогает его направить на наиболее вероятные пути решения. Однако не всегда есть возможность вести успешный поиск от каких-либо отправных точек. В таких случаях целесообразно установление и регулирование границ и зоны поиска, после чего последовательно исследовать отдельные его зоны (наружный осмотр охраняемого объекта, повторный осмотр наиболее уязвимых мест, осмотр подвала, чердака, лестничных клеток, примыкающих к объекту помещений, рядом расположенных строений, прилегающей территории). Здесь важно предусмотреть попадание в поле зрения сотрудников искомых фактов и лиц.
Прием рефлексивного мышления. Какую бы профессиональную задачу не решал сотрудник ему постоянно приходится сталкиваться с людьми, их поведением, внутренним миром и взаимоотношениями, следами и последствиями их поступков. В ситуациях дефицита времени, требующих немедленного действия, психологизация мышления сотрудника, его мысль должна быть направлена на узловые точки психологии людей: мотивы поведения лиц; их цели, намерения; психические состояния и индивидуальные особенности лиц; групповую принадлежность лица, его круг общения, взаимоотношения, образ жизни, связи.
В случаях, связанных с необходимостью мыслить и рассуждать за другое лицо, осуществлять интеллектуальное противоборство, видеть дальше, глубже, быстрее, опережать противника, мышление сотрудника протекает в форме рефлексии. Рефлексивное мышление – это рассуждение за другое лицо, с учетом позиции и особенностей другого лица. Оно необходимо при перекрытии мест возможного отхода преступника (встать на его сторону и посмотреть куда лучше убегать) и при задержании преступника, и при оценке действий своего товарища по наряду.
Прием активизации самоконтроля мышления. Жесткие требования, предъявляемые к деятельности сотрудника, обуславливают необходимость постоянной проверки себя, своих действий. Установка на самокритику, постоянная проверка себя с использованием словесных формул самоконтроля должна постоянно присутствовать. Так при получении сигнала «тревога» необходимо рассуждать вслух («Достаточно ли информации для качественного осмотра объекта?»), использовать словесные формулы самоконтроля («Правильно ли я рассуждаю?).
Установка на исключение субъективизма, отстранение от личных симпатий и антипатий, на недопущение ошибок. Следует стремиться подходить объективно к оценке любого факта и помнить, что личные симпатии и антипатии могут объективно помешать разобраться в исследуемом событии, и они просто недопустимы при правовой оценке действий и поступков людей. Важно также знать свои сильные и слабые стороны и не допускать ошибок из-за появления последних. Необходимо остерегаться ловушки внутреннего убеждения («я убежден»), перепроверять его строгой самокритикой, помнить, что внутреннее убеждение должно быть основано на фактических данных, собранных в установленном законом порядке. Так, если охраняемый объект несколько раз срабатывает «ложно» при не выясненной причине, у сотрудника, даже опытного, при очередной «тревоге» складывается мнение, что эта «тревога» опять «ложная». Данное обстоятельство неоднократно приводило к кражам с охраняемых объектов.
Однако все случаи, возникающие в жизни, правилами предусмотреть невозможно. В этой связи любые правила характеризуются известной неполнотой, которая должна быть компенсирована некоторой свободой в определении и выборе действий сотрудником. Слепое следование правилам, механическое согласование с ними каждого действия могут поставить под угрозу выполнение планов и достижение конечных результатов. Иногда для достижения важнейших целей и задач существующие правила либо пересматривают, либо ими пренебрегают. А в некоторых случаях правила бывают и вовсе не нужны.

Психологические основы формирования профессионального
мастерства. Психограмма сотрудников подразделений охраны. Характер, темперамент, способности. Причины профессиональной деформации.

Основные функции сотрудников отделов охраны.
Функциональные обязанности можно представить в следующем виде:
- задержание лиц, пытающихся незаконно вывезти (вынести) материальные ценности с охраняемого объекта;
- требование от рабочих и служащих охраняемых объектов и других лиц соблюдения установленного пропускного режима;
- доставление в служебные помещения охраны, оперотдела или в отделение милиции лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, а в исключительных случаях – личного досмотра на контрольно-пропускных пунктах, а также досмотра транспортных средств и проверка соответствия провозимых грузов сопроводительным документам при въезде (выезде) с территории охраняемого объекта;
- требование от должностных лиц выполнения обязательств по договору, направленных на обеспечение сохранности материальных ценностей и создание безопасных условий труда для работников охраны.
Сотрудникам охраны необходимо иметь достаточный уровень: социально правовой подготовки; технической подготовки; психологической подготовки; подготовки по гражданской обороне; огневой подготовки; физической подготовки.
Кроме основных функциональных обязанностей каждый сотрудник охраны при несении службы должен:
- хорошо знать оперативную обстановку на своем маршруте или участке, расположение и особенности охраняемого объекта;
- знать расположение сил и средств в зоне поста;
- тщательно осматривать объекты с целью выявления и задержания посторонних лиц;
- знать особенности охраняемых объектов и возможные места проникновения, скрытые подходы и подъезды к ним;
- проверять в ночное время подозрительных лиц, автотранспорт с обязательным отражением информации в спецжурналах;
- соблюдать правила радиообмена, применение специальных сигналов, правила дорожного движения;
- соблюдать законность, тщательно разбираться на месте с нарушителями режима содержания, общественного порядка;
- при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях принимать необходимые меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества;
- обеспечивать в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступления, возможного появления и укрытия правонарушителей;
- своевременно пресекать совершения гражданами противоправных действий.
Среди факторов, определяющих тяжесть профессиональной деятельности называют: монотонность и однообразие в работе; значительное время приходится проводить на ногах; ненормированный рабочий день; необходимость ночных дежурств; чрезмерное количество контактов с людьми; сильное эмоциональное напряжение; невозможность отдохнуть в течение смены; чрезмерный контроль со стороны руководства; большое количество обязанностей.
Главный отличительный признак профессии – монотонность деятельности, отрицательно влияющая на работоспособность. Однообразие рабочих действий и их многократное повторение накладывает на функциональное состояние сотрудника определенный отпечаток. Часто ее отрицательное влияние проявляется в утрате интереса к выполняемой работе, возникновения гнетущего состояния, переоценке продолжительности времени работы, снижение бдительности. Причинами монотонности в деятельности персонала охраны является осуществление однообразных, простых и несложных операций, не требующих умственных усилий и не дающих положительных эмоций от выполняемой деятельности. Переносимость сотрудниками состояния монотонии зависит с одной стороны от конкретных условий труда (объекта охраны), а с другой – от индивидуально-психологических свойств личности.
Вторым значимым фактором, определяющим напряженность труда, является необходимость длительное время проводить на ногах. Возникает чувство усталости, раздражительности, эмоционального оскуднения и равнодушия, что требует специальных психопрофилактических мер для купирования этих состояний. Кроме того, чрезмерное количество поверхностных контактов с людьми в течение дня и полная изоляция в течение ночи являются сильным фактором нервно-психической напряженности.
Психограмма сотрудника отдела охраны и безопасности (т.е. совокупность психологических особенностей, важных с точки зрения профессиональной эффективности) была получена в ходе опроса экспертов. Следует заметить, что профессионально важные качества сотрудников составляют целостную структуру, отражающую обобщенные психологические требования данной профессии к личности специалиста. Согласно усредненным результатам, к профессинально важным можно отнести группы физиологических, волевых и интеллектуальных особенностей, а также профессиональную наблюдательность.
К важным особенностям внимания и наблюдательности относятся:
- способность длительное время сохранять устойчивое внимание, несмотря на усталость и посторонние раздражители;
- умение распределять внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач;
- способность вести наблюдения за многими характеристиками наблюдаемого объекта, а также за большим количеством объектов одновременно;
- умение подмечать незначительное (малозаметное) изменение в наблюдаемом объекте;
- умение выбирать при наблюдении данные (информацию), необходимые для решения поставленной задачи.
Профессионально важными эмоциональными и волевыми качествами являются:
- эмоциональная устойчивость при принятии ответственных решений;
- уравновешенность и самообладание при конфликтах;
- упорство в преодолении возникающих трудностей;
- способность к длительному сохранению высокой активности;
- низкая внушаемость, способность не поддаваться влиянию, особенно со стороны авторитетных лиц;
- способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях;
- способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности;
- сохранение собранности в условиях, стимулирующих возбуждение.
Среди особенностей интеллекта у сотрудников охраны должны присутствовать:
- умение видеть несколько возможных путей и мысленно выбирать наиболее эффективный;
- способность к воссозданию зрительного образа по словесному описанию;
- умение определить характер информации, необходимый для принятия решения;
- способность принять правильное решение при недостатке необходимой информации при отсутствии времени на ее осмысление.
Коммуникативными особенностями успешного профессионала охраны выступают:
- способность быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и индивидуальных особенностей собеседника;
- умение согласовывать свои действия с действиями других лиц.
Наиболее существенными особенностями памяти сотрудника являются:
- особая память на внешность и поведение человека;
- моторная память;
- способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации;
- зрительная память на обстановку места происшествия;
- способность безошибочно воспроизводить прочитанный текст.
Важными моторными качествами охранника следует считать:
- способность к быстродействию в условиях дефицита времени;
- быстрая реакция на неожиданное слуховое впечатление посредством определенных движений.

Знания о самом себе всегда интересовали и интересуют человека. Нередко мы задаем себе вопросы: «Каков я?», «На что способен?», «Правильно ли я выбрал профессию?», «Как выгляжу в глазах другого человека?», «Достойно ли поступаю в том или ином случае?» и много-много других, возникающих ежедневно. К сожалению, ответить на них сам человек не всегда может. Часто легче сказать что-либо о другом человеке, чем о себе, не рискуя прослыть нескромным или хвастуном. Когда же нам предстоит высказать свое мнение о ком-либо из друзей, коллег или соседей, мы даем характеристику, сравнивая его качества с нашими собственными, с нашими представлениями, мнениями, действиями и поступками. Подобным образом другие люди характеризуют при необходимости и нас с вами. На основе чего один человек судит о другом, характеризует его, дает ту или иную оценку его действиям? Прежде всего, в основе любой характеристики лежат поступки человека и результаты его деятельности, а не слова. Вот почему о человеке надобно судить по тому, как он поступает в той или иной ситуации, что он умеет и что он делает. Таким же образом мы должны судить и о себе, соизмеряя свои возможности, желания и действия с нормами и ценностями общества, в котором живем. Всегда ли мы можем объяснить свои поступки? Хотел с понедельника заняться спортом, но не мог оторваться от телевизора. Мечтал с детства стать летчиком, а поступил в строительный техникум – и не жалею об этом. Что же мы знаем о себе и других людях? Очень мало или почти нечего. Оканчивая школу, мы узнаем, как правило, основы математики, физики, биологии, даже электроники. Но чего может добиться современный молодой человек, не зная самого себя? Совсем немного. Вслед за французским поэтом ХV века Франсуа Вийоном я могу повторить его поэтическое утверждение:
«Я знаю, как на мед садятся мухи,
Я знаю смерть, что рыщет все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю все, но только не себя».
Поведение человека зависит не только от его наклонностей и характера, но и от темперамента.
Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей личности, имеющая физиологической основой тип высшей нервной деятельности и характеризующая динамику психической деятельности личности; темперамент проявляется в силе чувств, их глубине или поверхности, в скорости их протекания, в устойчивости или быстрой смене. О темпераменте и других индивидуальных особенностях с легкостью берутся рассуждать всевозможные специалисты, мало-мальски познакомившиеся с разновидностью поведения людей. Изучая физиологию центральной нервной системы, И.П. Павлов создал научную базу для определения темпераментов и типов нервной системы. В основу классификации типов высшей нервной деятельности он заложил нейрофизиологический фундамент, выделив три основных свойства нервной системы: сила и слабость, уравновешенность или неуравновешенность, подвижность возбудительного или тормозного процессов. С учетом указанных свойств нервной системы И.П. Павлов охарактеризовал четыре типичных сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности (темпераментов):
Сангвиник: сильный, уравновешенный, подвижный. Человек этого темперамента живой, любознательный, подвижный, но без резких, порывистых движений. Он весел, жизнерадостен, эмоционально устойчив. Легко поддается чувствам, но они обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи. Склонен к коллективизму, легко устанавливает контакты. Общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает отношения. Надо уметь в виду, что при неблагоприятных условиях у сангвиников могут проявляться легкомысленное, беззаботное отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, переоценка себя и своих возможностей.
Флегматик: сильный, уравновешенный, инертный. Флегматический темперамент отличается спокойствием, неторопливостью, Флегматик в деле проявляет продуманность, основательность, упорство. Он склонен к порядку, привычной обстановке, не любит переменчив чем. Доводит дело до конца. Беспомощен в быстроте усвоения, запоминания, но зато усваивает прочно и надолго. В отношениях с людьми ровен, спокоен, в меру общителен. Настроение устойчивое. Флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. Он уклоняется от ссор. Неприятности и неудачи не выводят его из равновесия. При неблагоприятных условиях у флегматика могут сложиться отрицательные черты: вялость, инертность, пассивность, лень, безразличие, равнодушие к труду, учебе, общественным делам, к людям и даже к самому себе.
Холерик: сильный, неуравновешенный. Люди холерического темперамента отличаются быстротой (иногда лихорадочной) движений и действий, порывистостью, возбудимостью. Они неуравновешенны. С увлечением берутся за дело, проявляют инициативу, работают с подъемом. Но запас нервной энергии может быстро истощиться, особенно когда работа однообразна и требует усидчивости и терпения. Тогда у холерика наступает охлаждение, настроение резко падает. В отношениях с людьми холерики допускают резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность (это часто не дает им возможности объективно оценивать поступки людей). На этой почве могут возникать конфликты в коллективе. В неблагоприятной обстановке у холерика часто развиваются отрицательные черты: общая несдержанность, грубость, резкость, вспыльчивость, склонность к аффектам.
Меланхолик: слабый. У людей меланхолического темперамента психические процессы протекают медленно. Меланхолик с трудом реагирует на сильные раздражения. Длительное и сильное напряжение вызывает у него замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Меланхолик быстро утомляется, но в привычной обстановке чувствует себя спокойно и работает продуктивно. Эмоциональные состояния возникают медленно, но отличается глубиной, большой силой и длительностью. Меланхолик легко уязвим, тяжело переносит обиды, огорчения, хотя внешне это выражается слабо. Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми. Часто смущается, проявляет большую неловкость в новой обстановке. При неблагоприятных условиях у меланхолика могут развиться отрицательные черты: болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм. Меланхолик может чуждаться коллектива, уклоняться от общественной деятельности, погружаться в собственные переживания.
Считается, что темперамент относительно устойчив, мало подвержен изменениям, однако вряд ли удастся встретить в жизни «чистого» сангвиника или «чистого» флегматика. Кроме того, в процессе индивидуального развития (прежде всего в совместной деятельности с другими людьми, в общении) формируются психика, сознание, личность, изменяются ее типологические особенности. Важным при отнесении человека к одному из четырех типов темпераментов является тот факт, что учение о темпераментах нередко использовали в качестве оценки: хорош или плох человек. Подобная процедура неправомерна ни с научной, ни с нравственной точек зрения. У человечества имеется бесконечное множество видов деятельности, каждый из которых наряду со способностями предъявляет определенные требования и к типологическим особенностям. Так, человек с сангвиническими особенностями более продуктивно выполнит работу, которая будет непосильна для флегматика, и наоборот. И, наконец, человека, как уже было сказано, оценивают по делам, по результатам его деятельности.
Чем больше знаний накапливает психологическая наука о человеке, тем более широкий диапазон его индивидуальных различий и особенностей она у него открывает. На основании этих знаний можно создать множество вариантов классификаций. Швейцарский психолог Карл Юнг предложил различать людей по открытости и закрытости души. Эта классификация разделяет людей на экстравертов и интровертов. Экстраверт – человек с открытой душой – исключительно расположен к людям, не признает никаких тайн, способен разрешить даже неразрешимые проблемы. Это – рубаха-парень, не терпящий одиночества, контактный, остряк и весельчак, умеющий расположить к себе и завладеть вниманием других. Интроверт замкнут, сосредоточен, молчалив, скрытен. Это вещь в себе. Он умеет слушать, но не расположен говорить о себе и своих проблемах. Умеет предвидеть ситуацию на несколько ходов вперед, но жить ему нелегко. Вечно занят самоконтролем, самоеденеем. Предпочитает одиночество. С трудом заводит новые знакомства. Мнителен и тревожится за свое здоровье.
Если темперамент – свойство врожденное, биологическое и не характеризует содержательную сторону личности, не влияет на ее ценности, увлечения, интересы и потребности, то характер, складывающийся в результате воспитания, овладения опытом предшественников, обладает рядом индивидуальных особенностей, что составляет социальную значимость личности. Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении, т.е. накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
Специфика деятельности предъявляет повышенные личностные требования к сотрудникам, предполагает наличие у них определенных качеств, которые составляют нравственную основу поведения: высокое чувство профессионального долга, профессиональная честь, чувство справедливости, принципиальность, честность, порядочность, смелость, мужество, установка на соблюдение законности и служебной дисциплины, гуманность и т.д. Приоритетное место в системе этих качеств должна занимать устойчивость к профессиональной деформации. Соотношение индивидуально-психологических свойств личности с объемом и содержанием профессиональной деятельности является потенциальным фактором возникновения состояний социально-психологической дезадаптации и профессиональной деформации. Такие сотрудники, как правило, составляют так называемую «группу риска», за счет которой пополняется статистика чрезвычайных происшествий и текучести кадров. Негативные изменения моральных ценностей и морально-психологических качеств являются результатом профессиональной деформации. На ее развитие оказывают влияние ряд факторов:
1) Социальный. Особенностью современного этапа развития общества является нестабильность практически во всех сферах жизни, в результате чего более 70% населения указывают на ухудшение своего материального положения, неудовлетворенность решением своей жилищной проблемы и иные социально-бытовые трудности.
2) Вызывают опасения и состояние здоровья сотрудников, в частности, участились случаи заболевания простудными и другими хроническими заболеваниями, связанными с переохлаждением, острыми желудочно-кишечными отравлениями.
3) Обновление кадров нередко происходит без должной позитивной внутриведомственной ротации сотрудников. В связи с этим наблюдается снижение интереса к работе, повышение уровня тревожности и общей напряженности в коллективах, изменение ценностных ориентаций. Это, в свою очередь, порождает негативные ситуационно-психологические реакции, проявляющиеся в повышенной раздражительности, грубости, учащении алкогольных эксцессов, бытовых и производственных конфликтах, нарушениях дисциплины и законности, совершении противоправных действий.
4) Широко распространены стереотипы, искажающие смысл деятельности сотрудников, из-за недостаточной ориентации в целях и задачах функциональных обязанностей. Однако, за этим может стоять и профессиональная некомпетентность, когда компенсация чрезмерной активности в одной сфере деятельности осуществляется в ущерб другой.
5) Довольно распространенным стереотипом является представление о преобладании свойственных определенным группам норм поведения над законодательно-правовыми. Это могут быть традиции, обычаи, ритуалы и т.д. В целом их можно обозначить как определенные социальные установки, которые выполняют функции сплочения.
6) Одним из стереотипов обыденного сознания является представление о том, что любая социальная группа имеет определенные привилегии, одной из которых является удовлетворение личных интересов. Эти стереотипы формируют пассивность, скептицизм, снижают социально-правовую активность, а главное – формируют в сознании сотрудников более терпимое отношение к социально-нормативным отклонениям со стороны своих коллег. Опасность быть подвергнутым социально-психологической изоляции создает условия, при которых морально-нравственные принципы уступают внутригрупповой солидарности и легализуют личные интересы членов коллектива над общественными.

Тема №3.
Психотехника в решении служебных задач сотрудников подразделений охраны. Аудиовизуальная психодиагностика и познание людей по внешнему облику. Составление экспресс-портрета личности правонарушителя.

Осмотр охраняемого объекта является одной из основных и постоянно решаемых задач сотрудниками охраны. Он проводится при дефиците времени и повышенной психической напряженности, т.к. причина поступления сигнала «тревога» неизвестна: либо это проникновение на объект – тогда возможна встреча с преступником, либо это ложное срабатывание.
Не уяснив задачу, нельзя действовать. Чем сложнее, масштабнее задача, тем больше ясности вносит разложение исходной общей задачи на несколько простых, элементарных задач (порядок осмотра объекта, блокировка, способы организации и поддержания связи при осмотре объекта при различных условиях). При уяснении служебной задачи особенно важно быть внимательным к деталям и мелочам. Поиск решения стоящей перед сотрудником задачи нерационально вести вслепую, наугад, путем проб и ошибок или простого перебора вариантов. Искать необходимо по системе. Любой поиск с чего-то начинается. Выделение отправного пункта, исходной точки поиска задает его направление, помогает его направить на наиболее вероятные пути решения. Однако не всегда есть возможность вести успешный поиск от каких-либо отправных точек. В таких случаях целесообразно установление и регулирование границ и зоны поиска, после чего последовательно исследовать отдельные его зоны (наружный осмотр охраняемого объекта, повторный осмотр наиболее уязвимых мест, осмотр подвала, чердака, лестничных клеток, примыкающих к объекту помещений, рядом расположенных строений, прилегающей территории).
Какую бы профессиональную задачу не решал сотрудник ему постоянно приходится сталкиваться с людьми, их поведением, внутренним миром и взаимоотношениями, следами и последствиями их поступков. В ситуациях дефицита времени, требующих немедленного действия, мысль сотрудника должна быть направлена на узловые точки психологии людей: мотивы поведения, их цели, намерения, психические состояния и индивидуальные особенности, групповую принадлежность лица, его круг общения, взаимоотношения, образ жизни, связи. Рассуждение за другое лицо, с учетом его позиции и особенностей, необходимо и при перекрытии мест возможного отхода преступника (встать на его сторону и посмотреть куда лучше убегать), и при задержании преступника, и при оценке действий своего товарища по наряду.
Многообразие и сложность объектов при плохой тренированности сотрудника усложняет последовательность восприятия и внимания. Следует помнить, что последовательность восприятия и переноса внимания с одного объекта на другой подчиняется определенной логике. Так, криминалистика рекомендует детальный осмотр места происшествия по раскручивающейся спирали (от выраженного центра осмотра, например, места проникновения) или на небольших объектах, например, в квартире, по часовой стрелке. Следует опасаться сужения внимания, его «прикованности» к какому-то одному объекту, как бы важен он ни был. При этом не стоит пренебрегать, кроме зрительного анализатора, другими, а стремиться к их комплексному использованию. Надо не только смотреть, но и слушать, ощущать. Особенно это важно при осмотре чердаков, подвалов, плохо освещенных объектов.
Сложные условия наблюдения при несении службы создаются ночью на улицах, где ярко освещенные места чередуются с темными. В такой обстановке лучшую чувствительность можно сохранить, если ходить только по темной стороне, обходить ярко освещенные места, избегать поднимать взгляд на лампы. За 15-20 минут до осмотра охраняемого объекта в вечернее и ночное время сотруднику необходимо находиться в темноте или надеть темные очки. Повышают чувствительность, остроту зрения: обтирание лица и шеи холодной водой, мокрым полотенцем; прием кофе или других тонизирующих препаратов; жевание кислого (лимона, соленого огурца); пощипывания.
Существуют суточные и недельные циклы изменений наблюдательности. Наибольшие спады происходят в привычные для еды часы, во второй половине дня, вечером, с 0 до 4 часов ночи, в субботу и воскресенье, в праздничные дни. В такой последовательности и увеличивается величина спада.
Большое значение при осмотре охраняемого объекта имеет и выяснение сотрудниками охраны причин срабатывания сигнализации. Это могут быть:
-некачественная установка и плохое техническое обслуживание средств ОПС – 42%;
-халатность и неправильные действия материально-ответственных лиц – 30%;
-неисправность телефонных линий и помехи в них – 11%;
-отказы аппаратуры –6%;
-отклонения и выбросы напряжения сети питания – 6%;
-на остальные причины приходится 5% ложных срабатываний.
При этом всегда надо помнить, что встреча с преступником может быть при каждом осмотре объекта, причем преступники могут быть вооружены, оказать сопротивление при задержании и всякий раз надо быть готовым к этому.
Выполняя обязанности по охране объектов, конвоирования осужденных, розыску преступников, сотрудники подразделений охраны сталкиваются с задачей опознания личности по фотографии (на пропуске, паспорте, удостоверении личности). Нередко, вступая в контакт с гражданами, сотрудники подразделений должны уметь определять по выражению лица, поведению, речи, физиологическим реакциям их психическое состояние, намерение. Решение этих задач во многом зависит от психологической наблюдательности сотрудника – сложного умения по различным малозаметным внешним проявлениям личности и группы выявлять элементы их психологии, важные для решения служебных задач. Психологическая наблюдательность – важный элемент восприятия и познания человека человеком, где объектом наблюдения выступает один человек, а субъектом – другой. Человек является своеобразным объектом восприятия и познания для другого человека. Он обладает значительным числом внешних признаков, не имеющихся у других объектов, но подающихся непосредственному наблюдению и имеющих значение для опознания и составления психологического портрета, под которым понимается совокупность значимых для решения оперативно-служебных задач типологических и индивидуально-своеобразных психологических характеристик личности, представляющих интерес.
Признаки внешности человека весьма разнообразны. Они делятся на две основные группы. Признаки, характеризующиеся особенностями анатомического строения человека, принято называть анатомическими. Признаки, физиологической основой которых являются условно-рефлекторные процессы, сопровождающиеся возникновением диманического стереотипа, составляют другую группу. Это привычные автоматизированные движения и положения тела человека и его отдельных частей (походка, осанка, жестикуляция, мимика и др.). Признаки, входящие в данную группу, получили названием функциональных (динамических) признаков внешности. В самостоятельную группу «особые приметы» входят анатомические и функциональные аномалии. Отдельную группу составляют и так называемые «броские приметы», т.е. сравнительно редкие, ярко выраженные, легко запоминающиеся признаки, характеризующие одежду и другие носильные вещи. Как дополнение к телесным признакам, они могут иметь важное значение при опознании.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.