Профилактика правонарушений охраны


Деструктивные явления в коллективе – это конфликты, нарушения дисциплины, законности, суициды. Согласно статистике, чаще всего подобного рода явления фиксируются среди младшего инспекторского состава отделов безопасности и охраны. Как правило, большинство этих сотрудников принадлежали так называемой «группе риска». В связи с этим возрастает значимость целенаправленной работы с лицами повышенного внимания. Принадлежность к группе риска устанавливается по результатам предварительного изучения психодиагностического обследования кандидатов, основанием для этого являются:
- наличие выраженных проявлений негативных черт характера (напряженности, тревожности, депрессии, пониженный уровень оптимизма);
- склонность к конфликтным формам разрешения спорных ситуаций;
- наличие близких родственников, страдающих нервно-психическими заболеваниями, алкоголизмом или наркоманией;
- наличие в прошлом суицидального поведения (попыток самоубийства);
- склонность к злоупотреблению алкоголем;
- склонность к импульсивному поведению;
- наличие таких особенностей личности, как: ярко выраженный субъективизм в оценке жизненных явлений без учета реально происходящего, своеобразие логики, восприятия, непредсказуемость поведения;
- стаж службы сотрудника менее 1 года.
Если какое-либо из перечисленных оснований выявляется у сотрудников, уже принятых на службу, то таких сотрудников целесообразно взять под контроль для организации соответствующей психопрофилактической работы. Мероприятия с сотрудниками группы риска включают в себя динамическое, психологическое наблюдение с индивидуальным собеседованием, тренинги общения, ролевые игры, занятия по усвоению методов самоконтроля и саморегуляции, посещение семьи с целью выявления возможных межличностных конфликтов.
Определить психологическое состояние лиц группы повышенного внимания помогает экспресс-диагностика личного состава перед заступлением на службу. Приведу следующий пример. Перед службой проводилось тестирование сотрудников, с использованием рисуночного теста. Обследуемым предлагалось изобразить на бумаге то, с чем они себя в данный момент ассоциируют, предварительно выбрав один из цветных карандашей. Одна из сотрудниц- младший инспектор отдела охраны, выбрав темно-синий карандаш, изобразила грустного человечка. В процессе последующей психокоррекционной беседы, я задала ей несколько вопросов: «Почему она выбрала такой рисунок?», «Чем вызвана грусть изображенного человечка?», «О чем он грустит?». Выяснилось, что она огорчена поведением своего сына- подростка, желающего получить в подарок вещь, которую она пока не может ему купить. Я посоветовала ей не поддаваться на его шантаж, проявить выдержку. А молодой человек, если хочет получить желаемую вещь побыстрее, вполне может немного подработать.
Кроме того, даются рекомендации начальнику отдела по расстановке личного состава в караулах, с целью равномерного распределения лиц состоящих в группе повышенного внимания. Желательно, избегать сосредоточения в одном карауле лиц, склонных к конфликтным формам поведения, с выраженным проявлением негативных черт характера, склонных к импульсивным проявлениям.
Для того, чтобы профессиональное общение было более эффективным, сотрудникам необходимо владеть навыками развитой профессиональной коммуникативной компетентности. Под профессиональной коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремиться расширять эти контакты, участвовать в групповых мероприятиях, уметь влиять на людей. Немаловажное значение имеет умение пользоваться приемами и способами активного взаимодействия в совместной деятельности, умение общаться.
Приведу пример социально-психологического тренинга межличностной чувствительности, позволяющего людям, склонным к конфликтным формам решения спорных ситуаций усовершенствовать свою способность понимать других людей.
Основная цель тренинга – является развитие и совершенствование способности человека понимать других людей, которая может быть сформулирована следующим образом:
1. Развитие психологической наблюдательности, как способности фиксировать и запоминать всю совокупность сигналов, получаемых от другого человека или группы (интонация голоса, выражение лица, поза тела и другие контекстуальные стимулы, дополняющие слова).
2. Формирование и развитие способности прогнозировать поведение другого человека, предвидеть свое воздействие на него.
В программе тренинга использованы упражнения, которые позволяют тренировать наблюдательскую сенситивность по отношению к вербальным и невербальным проявлениям человека и группы. Для тренировки наблюдательности по отношению к невербальным аспектам общения используются задания, выполнение которых требует фиксирования особенностей внешнего облика, мимики, жестикуляции, поз.
Особенно важным является формирование умения межличностного наблюдения, способности отделять то, что ты слышишь и видишь от того, что ты думаешь и чувствуешь по поводу данного человека.
Упражнения сенситивности обучают различать и опознавать различные состояния, свойства человека, развивают навыки вербализации результатов отражения наблюдаемых состояний и отношений, что в свою очередь ведет к адекватной интерпретации и прогнозированию поведения другого человека.

В начале занятия тренер сообщает о целях проведения социально- психологического тренинга. Напоминание о правилах работы в группе:
- обращение друг к другу по имени;
- обязательное участие в работе группы в течение всего времени;
- искренность в общении;
- невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы;
- право каждого члена группы сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблемы;
- каждый участник говорит за себя, от своего имени;
- не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.

Упражнения на повышение настроения, создания работоспособности

1. Участники стоят по кругу. Ведущий предлагает участникам:
- походить, как младенец, глубокий старик, лев, балерина;
- попрыгать, как кузнечик, кенгуру;
- нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный учитель, разъяренный отец;
- улыбнуться, как кот на солнышке, хитрая лиса, радостный ребенок, увидевший чудо;
- испугаться, как ребенок, заблудившийся в лесу, заяц, увидевший волка;
- позлиться, как ребенок, у которого отняли мороженое, человек, которого ударили.
2. Все участники садятся по кругу. Инструкция: «Нам предстоит совместно
решить одну задачу: как можно быстрее всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать – раз, два, три – и на счет три все одновременно выбрасывают пальцы. Какое-то время, достаточное для того, чтобы понять справились ли мы с задачей, не опускаем руки. Если задача не решена, мы делаем очередную попытку. Давайте начнем».
Анализ: можно выявить лидеров (те, кто постоянно выбрасывают свое число пальцев) и тех, кто под них подстраивается. Возможно появление «негативиста», упорно гнущего свою линию даже после того, как между остальными участниками уже достигнуто определенное согласие.

Упражнения на развитие сенситивности

Информация для повышения психологической компетентности
Каждый человек может испытывать различные чувства. Чувства-это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает. Непосредственной формой выражения чувств являются эмоции, которые влияют на поведение человека. В эмоциях, чувствах человек проявляет свое отношение к действительности и самому себе. Только чувства- это высшая форма эмоций, отличающаяся относительной устойчивостью к потребностям и ценностям, сформированным в личностном развитии человека, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении духовных потребностей. Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные. Отрицательные эмоции неприятны, ими трудно управлять, они никому не нравятся, когда их выражают другие люди по отношению к нам. Отрицательные эмоции не только не нравятся нам, но и вредны для здоровья того, кто их испытывает. Положительные эмоции не только приятны и полезны данному человеку, но и нравятся окружающим. Бывает так, что гнев, раздражение, злость и др. отрицательные эмоции снижают самоконтроль человека и вызывают опрометчивые поступки, о которых приходится жалеть. Поэтому необходимо уметь совладать с собственными эмоциями- признать, что вы их в данный момент переживаете.
Мы с вами сейчас потренируемся правильно распознавать и интерпретировать различные эмоциональные состояния.
Вспомним мистера Шерлока Холмса, почти 100 лет восхищает он читателей своей необычной проницательностью, смелостью и знаменитым дедуктивным методом, и мы верим, что стоит лишь присмотреться к следам красной глины на подошве или к осколкам стакана, как сразу же выстроится неумолимая версия совершенного преступления. Это ведь так очевидно!
Но очевидно и другое, что мы сами в своей повседневной жизни из-за своей ненаблюдательности, нечуткости, неприметливости провоцируем массу недоразумений, конфликтов, например: «ляпаем» что-то некстати, огорчая кого-то,
или рассказываем веселый анекдот и ждем заливистого смеха в тот момент, когда у человека неприятности и у него нет никакого повода для смеха. Мы с Вами сейчас потренируемся правильно распознавать и интерпретировать различные эмоциональные состояния.

Упражнения на развитие сенситивности

Эти упражнения направлены на развитие способности к пониманию и прогнозированию состояний, свойств, качеств людей, их отношений. Психические состояния проявляются и делаются очевидными для наблюдателя в движениях лица,
движениях и положениях тела.
Упражнение № 1
Ведущий: «Сейчас я вам раздам картинки, внимательно их рассмотрев, вы должны определить, в каком на ваш взгляд, эмоциональном состоянии находятся изображенные здесь люди?
Теперь задача усложняется. Сейчас я вам раздам карточки, на которых обозначены те или иные эмоциональные состояния. Постарайтесь прочитать то, что написано в карточках так, чтобы надпись не видели другие члены группы, и затем по очереди изобразите это состояние. Мы все будем смотреть и постараемся понять, какое состояние изображено».
Каждый раз, когда состояние названо, можно спросить участников, на какие признаки ориентировались, прежде всего, определяя состояние. Действительно ли, что одни состояния распознаются легче, другие – сложнее? Необходимо отметить, что изображенные состояния идентифицируются легче, чем естественные.
Упражнение № 2
Ведущий: «Сейчас мы немного поговорим по воображаемому телефону. Работа будет происходить в 3 подгруппах. О чем вы будете говорить – вы решите сами, а вот с кем – я каждой подгруппе скажу по секрету (например: с начальником, с ребенком, с другом, с любимым человеком). В ходе разговора не надо будет ничего произносить вслух, сохранив только беззвучную артикуляцию и все остальные невербальные проявления. При этом можно стоять или сидеть, ходить или оставаться на месте. Задача остальных определить, с кем и о чем говорит наш коллега».
Вместе обсуждаем результаты. Что удалось определить, что не удалось. Почему? Какие трудности возникли?
Упражнение № 3
Инструкция: «Сейчас каждый из нас подумает о том, какого он сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. Давайте только подумаем об этом и ничего не будем говорить вслух.» Тренер выдерживает паузу, достаточную для того, чтобы каждый выполнил задание. «Теперь пусть каждый обратит внимание на своего соседа слева и постарается понять, какого он сейчас цвета, с вашей точки зрения. Подождем, пока все это сделают, а затем кто-нибудь из нас первым скажет своему соседу слева, какого он, его сосед, сейчас цвета, а также пояснит, почему он так решил. Потом тот, кто только что выслушал впечатления о себе, выскажет свои впечатления своему соседу
и т.д. по кругу. После того, как круг замкнется, каждый скажет цвет, который он сам для себя выбрал».
Упражнение № 4
Все участники садятся по кругу. Инструкция: «У вас 1,5 минуты, в ходе которых надо внимательно посмотреть друг на друга». Через 1,5 минуты тренер просит всех повернуться на стульях спиной в круг, подходит к одному из участников и говорит, обращаясь к нему, например: «Владимир, я иду по кругу (тренер идет вправо или влево) и прохожу одного, второго, третьего, останавливаюсь у четвертого человека, кто это?».
Участник отвечает (если ответ неправильный, надо ему об этом сказать и дать возможность ответить еще раз, пока не буде получен правильный ответ).
После этого тренер предлагает участнику ответить на ряд вопросов, относящихся к внешнему облику названного участника группы. Например: «Есть ли у Петра галстук?», «Какого цвета у него рубашка?», «Держит ли Петр что-либо в руках?» и т.д.
В заключение упражнения тренер просит всех повернуться лицом в круг, и еще раз посмотреть друг на друга.

Информация для повышения психологической компетентности

Как часто в разговоре мы концентрируем свое внимание лишь на содержательной стороне разговора, выраженной словами и не замечаем невербальных сигналов, которые порой нам могут сказать больше, чем слова. Ведь бывает так, что человек нам говорит одно, а язык его тела, его мимика совершенно другое. Так, например, в разговоре люди очень часто скрещивают руки на груди. Это – либо защитная поза, либо фиксированная позиция, с которой человек не хочет сдвинуться. Но нельзя все, что я говорю воспринимать буквально, что вот так оно есть и никак иначе, это может быть и просто комфортная для этого человека поза. Для того, чтобы узнать, занял человек защитную позу или просто комфортно
расположился, скрестив руки, посмотрите на его кисти (расслаблены они или сжаты в кулаки, кулаки усиливают позицию, если стиснуты так, что пальцы побелели).
Скрещивание ног во время спора означает, что конфронтация достигла наивысшего апогея. Люди, скрестившие ноги – это те, кто оказывает вам наибольшее соперничество, если же при этом скрещены и руки – перед вами действительный противник.
Отклонение тела назад, наклон головы вперед, взгляд исподлобья, отворачивание тела в сторону, потирание носа – все это жесты отрицания. Так, например, вы обратились с просьбой к человеку, в раздумьях над которой, он начинает потирать либо, касаться своего носа – это означает, что он находится в затруднительном положении, часто означает «нет». Конечно, нос можно трогать просто потому, что он чешется. Но в таких случаях его обычно трут намного интенсивнее. Вариации этого жеста – касание мочки уха или потирание глаз. Сдвинутые колени, руки, сложенные на животе – человек не уверен в себе и готов отступить.

Заключительный этап. Подведение итогов
Каждому участнику предлагается высказать свое впечатление о прошедшем тренинге. Мяч пускается по кругу, тот, у кого в руках оказывается мяч – высказывается. Эта процедура очень важна для завершения работы, так как участникам необходимо предоставить возможность сказать то, что их тревожит.
В результате психопрофилактической работы за прошедший год число лиц, стоящих на учете в группе риска снизилось с 28 до 24 человек.

В настоящее время перед психологами , специализирующимися на работе с сотрудниками отдела охраны, стали актуальными два вопроса: прогнозирование и формирование психологической готовности человека к применению оружия при побеге или задержании осужденных и своевременное выявление сотрудников, склонных к неправомерному использованию оружия. Стоит отметить, что для большинства сотрудников, не участвовавших в боевых действиях , ситуация, когда необходимо будет применить оружие на поражение ( т.е. стрелять в преступника, но все-таки в человека) будет достаточно экстремальной. Поэтому сотрудники отдела охраны должны быть психологически готовы к выполнению служебных обязанностей в чрезвычайной ситуации. Это потребует высокого уровня профессиональных умений и навыков, эмоционально-волевой устойчивости и четкого понимания смысла служебной деятельности.
Психологическая подготовка личного состава отдела охраны к службе с оружием – это целый комплекс мероприятий , включающий в себя:
1. Формирование у личного состава понимания смысла служебной деятельности и осознания личной ответственности за выполнение долга перед обществом.
2. Регулярное проведение практических занятий по отработке действий в экстремальной ситуации.
3. Качественный психологический отбор кандидатов на службу в отдел охраны, в процессе которого уделяется большое внимание развитию эмоционально-волевой сферы и морально-нравственным качествам человека.
4. Здоровый морально-психологический климат в подразделении охраны. Формирование атмосферы взаимовыручки, взаимопонимания и психологической поддержки в коллективе.
5. Грамотное руководство личным составом, оказание помощи в решении различных социальных вопросов.
6. Внимательное отношение должностных лиц к физиологическому и психологическому состоянию сотрудников, несущих службу с оружием.
7. Развитие волевой регуляции деятельности у сотрудников.
8. Обучение сотрудников не только умению и навыкам применения оружия, но и способам саморегуляции психического состояния.
9. Формирование у сотрудников действенных мотивов , побуждающих их к эффективному выполнению служебной деятельности.
10. Моральное и материальное стимулирование лучших сотрудников.
11. Информирование личного состава о правовой защите сотрудников УИС, а также ознакомление с положительными примерами эффективных действий караулов при побеге и задержании осужденных.
Программа психологической подготовки сотрудников отдела охраны к службе с оружием
Психологическая подготовка личного состава психологом отдела охраны включает в себя несколько лекционно-практических занятий. Перед началом и по окончании курса занятий целесообразно проведение психодиагностического обследования , с целью определения эффективности проводимых мероприятий. Рекомендованные методики: 16 PF Кеттелла; НПУ «Прогноз»; МВЦ Лющера ; методика ВСК Эйдмана; ОФДСИ Русалова; УСК; тест уровня тревожности Спилбергера.
1 занятие : Развитие волевых процессов регулирования деятельности и способности к принятию волевого решения
Теоретическая часть: Развитие воли в процессе онтогенеза. Профессионально важные волевые качества – основа самовоспитания сотрудника УИС. Понятие об эмоционально – волевой мобилизации. Важнейшие методы волевого самоконтроля : самоубеждение, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, использование приемов логики.
Практическая часть:
Упражнение 1: Постарайтесь три минуты ни о чем не думать. Цель: развитие волевой регуляции, снятие напряженности.
Упражнение 2: Станьте прямо, ровно, опустив руки. Смотрите, не мигая, в какую-либо точку. Стойте неподвижно, как статуя, дыхание при этом должно быть спокойное, ровное. Время на выполнение упражнения 3-5 минут.
Цель: развитие самообладания.
Упражнение 3: Возьмите какой-нибудь обыкновенный предмет (карандаш, ручка, нож, гвоздь и т.п.) и сосредоточьте на нем все ваше интенсивное внимание. Думайте только о нем, что хотите, но только о нем. Всякую другую мысль изгоняйте. В начале это трудно, но потом привыкните. Время выполнения 5 минут. Цель: тренировка умения сосредоточиться.
Упражнение 4: Сядьте спокойно, ровно. Возьмите рюмку с водой до краев и, вытянув руку перед собой, держите рюмку меж пальцев. Следите строго, чтобы вода не колыхалась, думайте только о ней. Упражняться так же и с левой рукой. По мере выполнения упражнения используйте мысленный счет. Время выполнения до 5 минут.
Примечание: Вместо рюмки с водой можно использовать любой предмет, находящийся под руками, например, авторучку или карандаш, держа ее вертикально за нижний край ручки. Цель: тренировка умения сосредоточиться.
Упражнение 5: Станьте, прямо опустив руки. Вытяните вперед правую ногу. Смотрите на носок и внимательно следите, что бы ни было, ни малейшего дрожания в ноге или колебания в туловище. Думайте только о том, что видите. Прогоняйте посторонние мысли. Проделать то же самое и с левой ногой. Время выполнения 5 минут.
Упражнение 6: Теперь соедините 3 и 4 упражнение. Стоя в руке меж пальцев держите рюмку с водой, вытянув вперед туже ногу. Это трудно и необходима тренировка и терпение. Время выполнения 5 минут.
Цель: научиться сосредоточенно, выполнять два дела одновременно, тренировка выдержки и терпения.
Упражнение 7: Для выполнения этого упражнения необходимо заранее заготовить коробки спичек по количеству членов группы. Каждому из сотрудников выдается коробок спичек. Необходимо сосчитать количество спичек. При этом во всех коробках оно разное. Можно усложнить задачу, попросив поменяться коробками соседом и опять сосчитать количество спичек.
Цель: укрепление воли
2 занятие: Обучение дыхательным способам саморегуляции психического состояния
Теоретическая часть: Роль дыхания в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь частоты и глубины дыхания с мышечным тонусом и нервным напряжением. Виды дыхания: брюшное и ключичное. Успокаивающий тип дыхания. Мобилизующий тип дыхания.
Практическая часть:
Упражнение 1: Концентрация внимания на дыхании. Необходимо принять удобную позу, расслабиться и закрыть глаза. После команды «Начали» начинайте мягко следить за своим дыханием, не управляя им, не нарушая его естественный ритм. По команде «Стоп» прекращайте упражнение. Время на выполнение упражнения – 5 минут.
Упражнение 2: Если вы чувствуйте, что эмоции слишком интенсивные, можете попробовать быстрое и поверхностное дыхание – « дыхание собачки в жаркий день». Цель: снизить эмоциональный накал.
Упражнение 3: Еще один способ успокоиться. Вдохнуть как можно больше воздуха. Задержать дыхание. Представить, что у Вас внутри шар. Выдохнуть его. Повторить так 4 раза. Затем 4 раза выдохнуть воображаемый треугольник, и квадрат.
Упражнение 4: «Зевок» Для выполнения этого упражнения необходимо закрыть глаза, широко раскрыть рот, напрячь мышцы ротовой полости. Лучше «зевок» выполнять с одновременным потягиванием. Такое упражнение позволяет мгновенно обогатить кровь кислородом, освободиться от избытка углекислоты, улучшает кровоснабжение головного мозга и легких.
Это упражнение не только стимулирует работоспособность, но и способствует снятию нервного напряжения, тревожности , придает чувство покоя.
Упражнение 5: Эффективный метод дыхательной саморегуляции -дыхание на счет. В ситуации, когда необходимо успокоиться: на счет 1,2,3,4 делается вдох, потом на счет 1,2,3,4 – выдох, затем на счет 1,2,3,4,5 делается вдох и на счет 1,2,3,4,5 – выдох и так вдох и выдох удлиняются до 12. Происходит искусственная задержка дыхания, что непроизвольно приводит к определенному снятию эмоционального напряжения. Наоборот, в ситуации, когда необходимо поднять свой тонус, активизироваться, поступают обратным образом. Начинают делать вдохи и выдохи с 12 и постепенно укорачивают их до 4. Дыхание учащается, напряжение возрастает.
Упражнение 6: Задержка дыхания. В ряде случаев для того, чтобы снять острое нервное напряжение, можно сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20-30 с. Следующий за этим выдох и последующий повторный глубокий компенсаторный вдох будут способствовать стабилизации состояния.
Упражнение 7: Восстановление дыхания. Выполнить 10 приседаний (наклонов), после чего восстановить дыхание, используя известные вам способы. Когда дыхание вернется в прежний ритм, поднимите руку. Повторить упражнение 5 раз.
3 занятие: Обучение приемам точечного массажа биологически активных точек
Теоретическая часть: Физиологическая основа высокой биоэлектрической активности некоторых участков кожи. Определение биологически активных точек на теле. Правила проведения самомассажа.
Практическая часть:
Обучение приемам, позволяющим снять эмоциональное напряжение и повысить работоспособность:
1. Массаж точки , расположенной между указательным и большим пальцем поочередно на левой, а затем на правой руке ( 1 мин.).
2. Быстро растереть ладони до сильного разогрева ( 15 сек.).
3. Теплыми ладонями растереть щеки вверх-вниз, а затем уши. (10-20 сек.).
4. Растереть ребром ладони заднюю поверхность шеи (10 сек.).
5. Подушечками пальцев помассировать волосистую часть головы ото лба к затылку (15 сек.).
6. Упражнение «Мыслитель», снимающее напряжение. Находим точки на середине лба между линией волос и бровями на уровне глаз и аккуратно поглаживаем их в течение 1 минуты.
При сонливости и обморочном состоянии используют уколы ногтем большого пальца : – в центр подбородка;
• центр подбородочно-губной борозды ;
• верхнюю треть верхней губы по серединной линии;
• центр кончика носа ;
• точку на переносице между бровями;
• точку в середине верхней части лба у кромки волос;
• темечко, точку в затылочной части головы;
• 7-ой шейный позвонок;
4 занятие : Саморегуляция мышечного тонуса
Теоретическая часть: Взаимосвязь мышечного тонуса и эмоционального состояния. Сознательное управление тонусом мышц. Показания к использованию активной и пассивной нервно-мышечной релаксации.
Практическая часть:
Имеются противопоказания к выполнению упражнений: наличие болевых ощущений в теле, простудные заболевания.
1. Поведение сеанса активной нервно –мышечной релаксации ( либо сеанса пассивной мышечной релаксации).
Вопросы для обсуждения : Каковы были Ваши ощущения ? Какие были трудности? Как Вы себя чувствуете теперь?
Упражнение 2 : «Замедленное движение». Необходимо принять удобную позу, расслабиться. Глаза закрыты или открыты – по желанию. По команде «Начали» медленно сжимать кисть правой руки в кулак в течение 20 секунд, сосредоточившись на ощущениях. При этом задача заключается в том , чтобы выполнить действие в течение строго определенного временного интервала. Ведущий отсчитывает вслух 20 секунд. Упражнение выполняется несколько раз.
Цель упражнения: опыт дезавтоматизации привычного движения через сознательный контроль за его выполнением, предотвращение перенапряжения мышц, задействованных при подготовке к стрельбе. Навык самоощущения мелких групп мышц, задействованных в движении и уменьшение вероятности неожиданной ошибки при стрельбе.
Упражнение 3: Сев перед столом, положите на него руки, сжав кулаки ладонями вверх. Устремите все ваше внимание на кулак правой руки и начните понемногу, медленно отгибать по пальцу, начиная с большого. Затем с таким же вниманием сгибайте пальцы от мизинца до большого пальца. Проделать тоже самое и с левой рукой. Не ослабляйте внимания при этом упражнении, не считайте его бесцельным. Цель упражнения: научиться сосредотачивать мысли именно на простых, обыденных, однообразных действиях.
Упражнение 4: Стоя , примите удобную позу. Мышцы расслаблены. Глаза закрыты или открыты – по желанию. По команде «Начали» представить , что в руке вы держите пистолет (автомат). Ваша задача выстрелить и попасть в цель. Медленно двигаясь, сосредоточьтесь на внутренних ощущениях. Контролируйте движения своих мышц. При этом желательно проговаривать вслух свои внутренние ощущения и действия. Упражнение выполняется по очереди каждым участником.
5 занятие: Обучение приемам снятия нервного напряжения с помощью визуализации
Теоретическая часть: Понятие о воображении. Значение развития воображения в жизни человека. Визуализация. Психологический принцип действия визуализации.
Практическая часть:
Упражнение 1: «Пресс». Рекомендуется выполнять перед любой психологически напряженной ситуацией.
Необходимо представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.
Упражнение 2: «Книга»
Снимает внутреннее напряжение, переводя его в «мир иных измерений» с реальным существованием предметов по своим собственным законам, отличным от законов человеческой жизни.
Необходимо представить себя книгой, лежащей на столе, либо любым другим предметом, находящимся в данный момент в поле зрения. Следует сконструировать в сознании внутреннее «самочувствие» книги – ее покой, положение на столе, защищающее от внешних воздействий обложку, сложенные страницы. Кроме того, важно увидеть «глазами книги» окружающую комнату и внешне расположенные предметы: карандаши, ручку, бумагу, стул, стены, книжный шкаф и т.п. Упражнение выполнения около 5 минут. Происходит временное «выключение» из собственных травмирующих обстоятельств и отношения к ним как к относительно реальным, одним из многих разных форм жизни. Таким же образом можно организовать психологическое «путешествие» вовнутрь висящей на стене картины или фотографии, проиграть вымышленный сюжет ситуации.
Упражнение 3: «Голова»
Зачастую от нервного перенапряжения появляется головная боль, тяжесть в затылочной области головы. Данное упражнение помогает снять неприятные соматические ощущения.
Стать прямо, свободно расправив плечи и откинув голову назад. Постараться почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представить себе, что ощущаете давление громоздкого головного убора в том месте, в котором чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально бросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
Упражнение 4:«Руки». Снимает усталость, способствует установлению психического равновесия, баланса.
Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук в землю – вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по Вашим рукам. Посидите так около 2 минут, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко встаньте, улыбнитесь, пройдитесь.
6 занятие: Обучение приемам снятия стрессового напряжения в экстремальной ситуации
Теоретическая часть: Определение понятий «экстремальная ситуация» и «стресс». Физиологические признаки стресса. Индивидуальные стрессфакторы. Виды реакций человека на стрессовую ситуацию.
Практическая часть:
Обучение некоторым приемам первой помощи в состоянии острого стресса:
- при потере на какое-то время чувствительности к внешним воздействиям или невозможностью справиться с эмоциями страха, паники, можно сделать себе больно, сосредоточившись затем на этом ощущении боли;
- при появлении растерянности необходимо почувствовать положение своего тела в пространстве, сосредотачиваясь на ощущениях, которые приходят от позиции тела, температуры воздуха, давления окружающих предметов;
- сделайте массаж зобной железы. Она находится в грудине , примерно на уровне 2 ребра. Легко постучите 12-15 раз кончиками пальцев по ней. Эффект ощутим через пару минут;
- при невозможности собраться с мыслями, назвав себя по имени, можно попробовать решить несколько простейших математических задачек;
- чтобы прийти в себя, надо постараться в слух, если это возможно, или в уме описать настоящую ситуацию, не давая ей эмоциональных оценок. Или просто задайте себе вопрос в слух «Что я сейчас должен делать?», «Что я могу сделать?»;
- представить что вы находитесь под куполом , он прозрачный , и вы четко видите все, что происходит вокруг, в то же время он сделан из такого прочного материала, что нет на Земле абсолютно ничего, что может проникнуть внутрь и причинить вам вред. Это ваш «купол безопасности».
- сделать руками перед собой полукруг. Это ваше жизненное пространство. Биополе. Оно защищает вас от негативных воздействий окружающей среды.
Нейтрализации психотравмирующей ситуации поможет соблюдение следующих правил:
• общайтесь с другими людьми;
• сочувствуйте друг другу ;
• контролируйте сами себя и ситуацию;
• верьте в то, что сделали все, что должны были сделать;
• верьте, что сделанное было правильным поступком.
7 занятие : Развитие внимания и бдительности
Теоретическая часть: Определение понятий «внимание» и «бдительность». Виды внимания. Бдительность- оружие сотрудника отдела охраны.
Практическая часть:
Упражнение 1: «Наблюдатель». Выбирается один наблюдатель. По команде ведущего все замирают и каждый запоминает свою позу. Наблюдатель запоминает позы всех остальных. Затем он выходит из комнаты. В это время несколько участников изменяют в чем-то позу. Задача наблюдателя обнаружить все перемены. В роли ведущего-наблюдателя должны побывать все участники.
Цель упражнения: определить собственный метод запоминания значимых элементов.
Упражнение 2: «Прожектор». Сосредоточение – это не застывание, а повторное возвращение к предмету внимания. Представьте, что у вас в голове находится прожектор. Его луч может освещать пространство с большой яркостью. Он нацелен на конкретный объект, ничего другого не существует. Все прочее – во тьме. Этот прожектор – ваше внимание. Вы можете управлять лучом как захотите. Попробуйте. Выберите объект для наблюдения , наведите прожектор на него, потом переместите луч прожектора на другой объект.
Цель упражнения: отработка навыка распределения и своевременного переключения внимания, предотвращение утомления, выбор индивидуально подходящего темпа переключения внимания.
Упражнение 3: «Антипальцы». Посмотрите на руку с растопыренными пальцами и фон, на котором видна рука, концентрируя внимание то на пальцах, то на промежутках между ними последовательно. Варианты наблюдения: одним глазом, двумя глазами; изменяя фон от однородного до пестрого. При этом рука может быть как неподвижна, так и в движении.
Цель упражнения: тренировка навыков концентрации внимания, эффективного переключения внимания при перемежающемся наблюдении фигуры и фона. Отслеживание необычных моментов в восприятии привычных предметов. Переход из одного круга внимания в другой.
Упражнение 4: В течение 5 минут сфокусировать свое внимание на определенном объекте. И постараться думать только о нем. При этом любые посторонние мысли необходимо «ловить» и либо прерывать их, либо встраивать ключевые образы и слова из размышлений и воспоминаний в наблюдаемую картинку.
Упражнение 5: Сотрудники делятся на пары, всем выдается листок в клеточку . На нем все рисуют цифры от 1 до 50 хаотично, не по порядку, и передают листок партнеру. По команде ведущего необходимо как можно быстрее обвести все цифры, но уже по порядку. Цель упражнения : развитие наблюдательности и концентрации внимания .
Упражнение 6: «Часы». Группа встает в круг, представляя циферблат часов, каждый назначается определенной цифрой этого циферблата. Один сотрудник становится в центр. Группе объясняется, что на кого попадает минутная стрелка «часов», должен хлопнуть в ладоши, а на кого часовая стрелка – топнуть ногой. Ведущий называет любое время, например пятнадцать минут седьмого, в этом случае участник, назначенный цифрой 3 на циферблате, хлопает один раз в ладоши, а назначенный цифрой 6 на циферблате – топает ногой. Кто ошибается, становится в круг, заменяя ведущего.
Здесь представлены в основном практические упражнения , направленные на развитие важных профессионально психологических качеств. Каждое занятие можно дополнить групповой дискуссией на заданную тему занятия, домашним заданием (повторением этих или дополнительных упражнений дома), рекомендациями по применению полученных знаний непосредственно на службе.

Профессиональная деятельность в пенитенциарном учреждении предъявляет достаточно серьёзные требования к личностным качествам Сотрудников. В системе исполнения наказаний работа сотрудника в значительной мере связана со стрессовыми и экстремальными ситуациями.
Психическое состояние является непосредственным целостным отражением, своего рода калькой объективной ситуации и представляет собой продукт сложных психических процессов.
Психическое состояние формируется как целостная многомерная реакция, возникающая под влиянием условий внешней среды, наличных функциональных возможностей и индивидуальных особенностей человека. В отличие от вегетативных реакций, сопровождающих любой поведенческий акт и выражающих энергетическую сторону процесса, психические состояния определяются информационным фактором и организуют адаптивное поведение субъекта на более высоком психическом уровне с учетом его характерологических особенностей, мотивов, установок и конкретного отношения к происходящему.
Структура психического состояния состоит из трех уровней. Самый нижний, физиологический уровень, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биологические изменения, сдвиги физиологических функций.
Психофизиологический уровень – вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики.
Среди психических явлений (психологический уровень) психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Психические состояния существенно определяют характер деятельности человека. Изучение проблемы психических состояний позволяет глубже понять вопросы нормы и патологии психической деятельности.
Психическое состояние носит динамический, процессуальный характер и может переходить из одного качества в другое.
Психические состояния, так или иначе характеризует психику человека, определяет своеобразие разных психических процессов и достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут быстро изменяться.
Изменение состояния под влиянием тех или иных условий деятельности сказывается на структуре психического отражения, на структуре образа, регулирующего конкретные действия в конкретной ситуации.
Таким образом наиболее объективная диагностика психического состояния человека может быть получена при включении его в конкретную деятельность с возможностью инструментальной оценки особенностей формирования и распада психического образа как регулятора деятельности.
Среди всех подразделений Уголовно-Исполнительной Системы наиболее подвержены психологическому травмированию сотрудники отдела охраны. Это обусловлено рядом специфических факторов несения службы : непосредственный контакт со спец. Контингентом, службы с оружием вблизи жилых районов и мест скопления людей, несение службы вблизи движущихся транспортных средств.
Высокая нервно-психическая напряженность, вызванная спецификой деятельности, предъявляет повышенные требования к психическим характеристикам сотрудников отдела охраны. Вследствие чего служащий проходит тчательный контроль как физиологический (медицинский), так и психологический. Особое внимание уделяется эмоциональной, нервно-психологической активности, т.е. способности сохранять длительное время оптимальный уровень работоспособности.
Ежедневное психологическое обследование сотрудников отдела охраны перед заступлением на службу проводится с использованием следующих экспресс-диагностик :
1. тест Люшера (2 минуты на обследование). Результат интерпретируется с точки зрения опасности применения оружия, неадекватной жестокости, склонности к алкоголизации, состояний физического и нервного истощения;
2. тест «Диагностика состояния стресса» (2 минуты на обследование). Состоит из 9 вопросов (Практикум по психологии состояний по ред. А.О. Прохорова 2004 г.). Используется без ограничений по образовательным социальным и профессиональным признакам. Методика позволяет выявить особенности переживания стресса, степень самоконтроля и эмоциональной лабильности в стрессовых условиях;
3. Шкала реактивности и личностной тревожности И.Д. Спилберг – Ю.Л. Ханин (20 вопросов) (5-8 минут). Первая шкала данного теста предназначена для определения того, как человек чувствует себя в данный момент;
4. интервью на степень удовлетворенности службой (3 минуты) (материалы ГУИН МЮ России по Краснодарскому краю). Это проективная методика направлена на диагностику изменения состояния сотрудника, заступающего на службу, позволяет оценить степень адаптации к службе, особенности этой адаптации, имеет психо-терапевтический эффект. Интервью проводится с опорой на 8 вопросов;
5. «Ваши чувства» (2 минуты на обследование) (психологический практикум Истратова Ростов-на-Дону 2006 год). Проективная методика предлагает 30 изображений различных эмоциональных состояний (радости, раздражения, обиды и т.д). Дается возможность выбрать изображение соответствующее вашему настроению. Методика позволяет определить особенности психического состояния по показателям психической активности, интереса, эмоционального тонуса, напряжения, комфортности;
6. «Темпинг-тест» – определение свойств нервной системы по психомоторным показателям;
7. опросник САН – самочувствие, активность, настроение; Аудио– визуальная диагностика.
Во время диагностики следует обратить внимание на признаки беспокойства и тревожности :
Постукивание по столу или по полу ногой, щелканье колпачком ручки – это типичные жесты указывающие на то что, собеседник угнетен находится в состоянии тревожного ожидания, нетерпения, явно обеспокоен ходом обследования. Используемая им жестикуляция указывает на волнение, на негативное эмоциональное состояние.
Потирание ладоней, или же медленное вытирание влажных ладоней о ткань свидетельствуют о состоянии нервного напряжения, а так же об ожидании. Собеседник встревожен, испытывает волнение и беспокойство.
Следует учитывать признаки неискренности собеседника :
Жест прикрытия рта служит признаком для распознавания неискреннего поведения.
Жест прикосновения к носу, так же свидетельствует о бессознательной попытке скрыть ложь. Он может иметь несколько форм и т.д.
А так же признаки агрессивности, враждебности, недоверия.
Итак, эмоциональная сторона состояний находит отражение в виде эмоциональных переживаний (усталости, апатии, скуки, отвращения к деятельности, страха, радости достижения успеха и т. д.), а физиологическая сторона — в изменении ряда функций, и в первую очередь вегетативных и двигательных. И переживания, и физиологические изменения неотделимы друг от друга, т. е. всегда сопутствуют друг другу. В этом единстве психических и физиологических признаков состояний причинным фактором может быть каждый из них. Например, при развитии состояния монотонии причиной усиления парасимпатических влияний может быть чувство апатии и скуки, а при развитии состояния утомления причиной появления чувства усталости могут быть возникающие физиологические изменения в двигательных нервных центрах или мышцах и связанные с этим ощущения.
Психические состояния оказывают влияние на протекание деятельности. Этому соответствует и представление об эмоциональном состоянии, как о фоне, на котором развивается и психическая, и практическая деятельность человека. Надо, однако, помнить и другое: во многих случаях именно через деятельность (умственную, сенсорную, физическую) развивается то или иное состояние. Поэтому оно во многих случаях является продуктом деятельности. В то же время, как это ни парадоксально звучит, в ряде случаев состояния бывают результатом бездеятельности человека, поэтому, говоря о них, следует всегда рассматривать конкретные ситуации, в которых они возникают.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.