Проба с картинками


Проба с картинкамиВ наблюдениях применялась также проба с раскладыванием картинок, изображающих предметы разных категорий. Ребенку показывали на столе место, где находится «дом» и где «сад»; ребенку предъявляли картинки, изображающие деревья, цветы, предметы мебели, одежды, посуду, садовые инструменты. Давалась инструкция: «Положи то, что должно быть в доме, — сюда, ,а то, что в саду, — сюда». Трехлетние дети сделали ошибки бо лее чем в 50% случаев, четырехлетние справились довольно хорошо: из 18 детей трое сделали единичные ошибки. Дети 5 лет и старше выполнили задание быстро, уверенно и без ошибок.
Для того чтобы иметь возможность количественно сопоставить получаемые по этим пробам результаты, мы прибегли к условной шкале, по которой оценивались: неудача — нулем баллов, ошибки более чем в 10% проб — 1 баллом и успешное выполнение — 3 баллами. Для удобства работы в опытах ребенку предъявлялось по три задания в каждой пробе: три картинки для рассказа, три набора картинок с изображениями предметов разных категорий и т. д. Для каждого ребенка составлялась карта, на которую наносились оценки.

Когда подобным образом были проанализированы результаты обследования около 100 детей всех возрастных групп, то оказалось возможным вывести следующие средние суммарные показатели (СП) для них:
В 4 года СП=6.6±1.2 В 5 лет 01=12.33+5.0 В 6 лет СП=20.5±0.5 В 7 лет СП=27.0±0.0

Полезным показателем, характеризующим силовые соотношения в деятельности сигнальных систем, является также продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания. Нами использовалась методика П. И. Зинченко (1961) с небольшим видоизменением: ребенку давали десять карточек с разными рисунками, на некоторых из них в правом углу был нарисован красный кружок; при инструктировании просили карточки с кружком отложить в одну сторону, а без кружка — в другую. Когда задание было выполнено, карточки убирали, а ребенка просили припомнить, что па них изображено, — таким способом определялась непроизвольная форма запоминания (поскольку внимание ребенка было направлено на кружки, а не на рисунки).

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.