Превращение иррадиирующего нервного тока в концентрированный
В основе превращения иррадиирующего нервного тока в концентрированный лежит процесс внутреннего торможения. Понятно поэтому, что мозговая кора в первые годы жизни является ареной процессов, по преимуществу широко и свободно иррадиирующих, и только медленно и постепенно происходит их концентрирование.Иррадиирующая волна возбуждения распространяется не только на обширные области коры, но вовлекает в сферу своего влияния целые отделы вегетативной нервной системы и внутрисекреторные органы. Таким образом, если даже по отношению к взрослому мы можем утверждать, что в каждой реакции принимает участие не один изолированно действующий центр, а вся нервная система, то по отношению к ребенку верность этого положения становится очевидной. Сплошь и рядом самые простые реакции ребенка, вызываемые незначительными раздражениями, выражаются не только в сложных движениях больших групп мышц, но и в покраснении или побледнении кожи, учащенном сердцебиении и дыхании, крике, плаче, смехе, мимических гримасах и жестах, выражающих эмоциональное возбуждение.
Описанная эволюция условных реакций наблюдается у каждого ребенка; своеобразие индивидуального развития заключается не в том, что ребенок минует эту эволюцию, а в том, что по различным ступеням он проходит в различные сроки, на различных стадиях он проявляет различные степени совершенства и, наконец, что успешность продвижения отмечается неравномерностью в различных видах условных реакций.
Таким образом, нередки, например, случаи, когда ребенок очень рано усваивает различные сложные двигательные акты, необходимые для стояния, для ходьбы, и запаздывает в развитии речевых реакций. Условные рефлексы не исчерпывают всего содержания деятельности коры мозга ребенка.
Уже в первые годы жизни высшие отделы мозга оказываются способными к выполнению функций более сложных и совершенных, чем простые рефлексы.
Эта способность к высшим функциям в форме мыслительной деятельности, о которой мы будем говорить впоследствии, развита уже к 2-3 годам, по моему глубокому убеждению, в гораздо большей степени, чем изображает большинство исследователей.
Конечно, можно понятие условного рефлекса произвольно расширить и включить в него любую реакцию организма; тогда вполне естественно видеть в нем «ключ к пониманию всей жизни ребенка», как это делает наш талантливый психолог Л. В. Выготский, однако такое расширение понятия может скрыть наше незнание, но не может способствовать дальнейшему познанию.
Метки: кора, нервный ток, превращение
Страницы: 1 2