Превращение иррадиирующего нервного тока в концентрированный


В основе превращения иррадиирующего нервного тока в концентрированный лежит процесс внутреннего тормо­жения. Понятно поэтому, что мозговая кора в первые годы жизни является ареной процессов, по преимуществу широко и свободно иррадиирующих, и только медленно и постепенно происходит их концентрирование.Иррадиирующая волна возбуждения распространяет­ся не только на обширные области коры, но вовлекает в сферу своего влияния целые отделы вегетативной нерв­ной системы и внутрисекреторные органы. Таким обра­зом, если даже по отношению к взрослому мы можем утверждать, что в каждой реакции принимает участие не один изолированно действующий центр, а вся нервная система, то по отношению к ребенку верность этого по­ложения становится очевидной. Сплошь и рядом самые простые реакции ребенка, вызываемые незначительными раздражениями, выражаются не только в сложных дви­жениях больших групп мышц, но и в покраснении или побледнении кожи, учащенном сердцебиении и дыхании, крике, плаче, смехе, мимических гримасах и жестах, вы­ражающих эмоциональное возбуждение.
Описанная эволюция условных реакций наблюдается у каждого ребенка; своеобразие индивидуального разви­тия заключается не в том, что ребенок минует эту эволю­цию, а в том, что по различным ступеням он проходит в различные сроки, на различных стадиях он проявляет различные степени совершенства и, наконец, что успеш­ность продвижения отмечается неравномерностью в раз­личных видах условных реакций.
Таким образом, нередки, например, случаи, когда ре­бенок очень рано усваивает различные сложные двига­тельные акты, необходимые для стояния, для ходьбы, и запаздывает в развитии речевых реакций. Условные рефлексы не исчерпывают всего содержания деятельности коры мозга ребенка.
Уже в первые годы жизни высшие отделы мозга ока­зываются способными к выполнению функций более сложных и совершенных, чем простые рефлексы.
Эта способность к высшим функциям в форме мысли­тельной деятельности, о которой мы будем говорить впо­следствии, развита уже к 2-3 годам, по моему глубоко­му убеждению, в гораздо большей степени, чем изобра­жает большинство исследователей.
Конечно, можно понятие условного рефлекса произ­вольно расширить и включить в него любую реакцию организма; тогда вполне естественно видеть в нем «ключ к пониманию всей жизни ребенка», как это делает наш талантливый психолог Л. В. Выготский, однако такое расширение понятия может скрыть наше незнание, но не может способствовать дальнейшему познанию.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.