Преодоление стресса


Таким образом, преодоление стрессовой ситуации становится первым шагом на пути устройства человека на новую работу. Но это лишь первый шаг. Затем должно следовать обучение человека самопрезентации. Безработные то ли из чувства ложной скромности, то ли в силу воспитания часто не могут адекватно предоставить работодателю информацию о себе. Они словно стесняются себя похвалить и начинают рассказ о себе с того, чего не умеют. Доходит до казусов: женщина-инженер начинает самопрезентацию с того, что заявляет: «Я не разбираюсь в финансах».
Помимо умения представить себя эффективно и эффектно себя прорекламировать важно уметь спланировать свое трудоустройство. Большинство безработных являются таковыми потому, что неспособны поставить перед собой цели поиска работы. Отвечая на вопрос о том, какую работу они хотели бы иметь, такие безработные начинают описывать свое предыдущее рабочее место. Это выступает в качестве психологической защиты: «Раз нет такой работы, значит, я могу оставаться безработным». Преодоление этой защиты требует от психолога больших усилий, так как любая попытка адекватно оценить запросы клиента наталкивается на его агрессивное сопротивление.
В структуре психологической помощи клиентам служб занятости и людям, ищущим работу, большое значение имеет обучение их методам поиска работы: составлению резюме, поискового письма, объявления в газету, основам делового разговора по телефону, поведению на собеседовании и т. д. Как правило, подготовив все эти документы и адекватно сформулировав цели поиска работы, безработный испытывает определенный эмоциональный подъем. Он словно возвращается на стадию оптимизма.
Пример консультирования безработных граждан Ленинградской области. Завышенная самооценка
К. состоит на учете в Службе занятости населения в качестве безработной около 1 года. До этого также не работала в течение нескольких лет в связи с болезнью. Образование — среднее специальное по специальности «культработник». Возраст — 40 лет. Замужем, имеет детей. Работала сперва по специальности, а после в архиве, в военно-учетном столе, паспортисткой и т. д. Дольше чем 2-3 года на одном рабочем месте не задерживалась. На вопрос: «Какую работу Вы ищете?» ответила: «Такую, где хорошо платят». На вопрос о специальности перечислила все виды работ, которые она выполняла, и добавила: «Мне все равно, где работать, лишь бы хорошо платили». Основной причиной, по которой она не могла устроиться на работу, она назвала плохую работу кадровых служб предприятий, их незаинтересованность в качественном подборе персонала. К. утверждала, что главная задача кадровых работников — отвязаться от посетителей. Самое лучшее, что можно от них услышать, — «вакансий нет, а могут и матом послать». К тому же К. совершенно уверена, что бороться с хамством кадровых работников бесполезно, так как «слова к делу не пришьешь». На вопрос об объявлениях в газетах она ответила, что все эти объявления — ложь: «Насчет газеты — идите к ним разбираться, что они там публикуют». К. утверждала, что с ней никто долго не разговаривал, отвечали, что она им не подходит по тем или иным причинам. Уровень запросов К. достаточно высок. Она претендует на должности, которые, как правило, занимают специалисты с высшим образованием: учитель, начальник отдела в государственном учреждении и т. д. На вопрос одного из участников группы: «Почему же Вы до сих пор не нашли работу, если Вы такой опытный специалист?» она ответила: «По слухам, сейчас не рекомендации нужны и не эти ваши дипломы, а взятки. Дашь взятку — значит поступишь на нормальную работу. А для того чтобы дать взятку, нужно не по телефону звонить,а приходить».
В дальнейшем К. отказалась участвовать в работе группы, заявив, что у нее проблем нет, и лучше она будет искать деньги, чтобы дать взятку.
Поскольку безработный долгое время находился в суженном круге общения, то его коммуникативные навыки существенно снизились. Многие безработные не умеют общаться на деловом уровне, оценивая окружающих по принципу «нравится — не нравится». Поэтому одна из наиболее эффективных форм работы с безработными — это социально-психологический тренинг. В ходе таких тренингов безработные восстанавливают утраченные коммуникативные способности, повышают уверенность в себе и изучают методы и методики поиска работы, отрабатывая их в условиях группы.
Аналогичный социально-психологическому тренингу вариант поиска работы предлагает Служба занятости Шотландии — это Клуб ищущих работу. В отличие от тренинга он подразумевает более длительное сопровождение безработных при их высокой личной активности. Главные моменты и в том и в другом случае остаются одними и теми же:
• ответственность за успешность трудоустройства целиком лежит на самом безработном;
• работа в тренинговой группе и участие в Клубе ищущих работу подразумевает высокую личную поисковую активность безработных;
• и в том и в другом случае безработные оказывают друг другу помощь советом, информацией и т. д. Психолог или руководитель Клуба выполняет функцию консультанта.
В настоящее время клубы ищущих работу с большим успехом работают в службах занятости населения многих регионов страны.
В индивидуальной работе с безработными большую роль играют профориен-тация и профконсультирование. В большинстве случаев обращения за такого рода помощью связаны с желанием человека поменять профессию. Причины для этого могут быть самыми разными: состояние здоровья, усталость от прежней профессии, отсутствие спроса на нее на рынке и т. д. Человек приходит уже с определенным выбором и ждет от психолога подтверждения своего решения. В этой ситуации важно не брать на себя ответственность за выбор клиента, а показать ему все «плюсы» и «минусы» новой профессии, окончательный же выбор должен оставаться за ним. Часто выбор бывает случайным: клиент слышал, что представители этой профессии много зарабатывают, и решил попробовать себя в этой сфере.
В основе психологической помощи безработным лежит информирование их о состоянии рынка труда, о способах планирования и поиска работы, о методах самопрезентации и т. д., а также содействие им в преодолении кризиса. В этой ситуации информация выступает в роли фактора, снижающего остроту невротических симптомов. На основе полученной в ходе индивидуальных или групповых занятий информации безработный способен построить эффективную стратегию преодоления кризисной ситуации и постепенного трудоустройства. Успех же целиком и полностью зависит от самого безработного.
Структура социально-психологического тренинга «Стратегии эффективного поиска работы» для безработных граждан Ленинградской области
Автор: С. Ф. Левин
Цель тренинга: содействие в создании эффективной стратегии поиска работы для участников и получение ими практических навыков поиска работы.
Задачи тренинга.
1. Адаптация участников к новой социальной роли.
2. Мотивация на активный поиск работы.
3. Создание стратегии поиска работы.
4. Тренировка навыков активного поиска работы.
Расчетное время: 30-32 часа.

Занятие первое.

Цель занятия, принятие себя в социальной роли безработного, адаптация к ней.

Задачи.
1. Знакомство членов группы с тренинговой формой занятий.
2. Изучение проблематики, связанной с поиском работы, у участников группы.
3. Установление рабочих отношений внутри группы.
4. Актуализация эмоциональных состояний, связанных с положением безработного.
5. Формирование у участников группы уверенности в разрешимости проблем.
Формы.
• Игровые упражнения на снятие напряжения, знакомство, создание работоспособности и т. д.
• Групповые дискуссии, предназначенные для снятия страхов выражения собственного мнения в группе.
• Упражнения в малых группах.• Задания, направленные на изучение проблематики, связанной с поиском работы в данном регионе. Профессиональные интересы и предпочтения участников группы.
• Задания на актуализацию прошлого профессионального опыта.
• Теоретический материал о тренинге и о психологическом состоянии безработного.

Занятие второе.

Цель занятия: поиск резервов для достижения желаемых целей трудоустройства.

Задачи.
1. Отреагирование агрессивных чувств: «зачем нас сюда собрали»; «делать нам больше нечего»; «все это ерунда» и т. д.
2. Формирование позитивного отношения к самому себе.
3. Формирование умения адекватной оценки и презентации своего профессионального опыта.
4. Формирование умения ставить перед собой цели поиска работы, оценивать их и определять приоритеты в достижении поставленных целей.
Формы.
• Упражнения, позволяющие отреагировать агрессию, снижающие напряжение в межличностном общении.
• Упражнения, направленные на выявление статуса членов группы.
• Задания, направленные на изучение самого себя, актуализацию своих эмоциональных переживаний, связанных с состоянием безработного, т. е. на личностный рост.
• Работа в группе без разделения на малые группы.
• Упражнения, направленные на формирование позитивной обратной связи от участников группы для каждого.
• Упражнения коммуникативного плана, направленные на умения структурировать информацию.
Занятие третье.
Цель занятия: изучение конкретных методов и методик поиска работы.
Задачи.
1. Убедить группу в том, что при поиске работы резюме необходимо так же, как и трудовая книжка.
2. Обучение методам и приемам составления и использования резюме.
3. Формирование плана поиска работы с использованием резюме.
4. Телефонные переговоры с работодателем.
Формы.
• Упражнения на концентрацию внимания.
• Теоретическое изложение материала о методах поиска работы и составления резюме.
• Групповые дискуссии, посвященные наиболее эффективным способам использования резюме.
• Упражнения, направленные на формирование коммуникативных навыков.
• Ролевые игры (например, «Телефонные переговоры»).

Занятие четвертое.

Цель занятия, освоение приемов успешного поведения во время собеседования.
Задачи.
1.Формирование коммуникативных навыков, необходимых для успешного прохождения собеседования.
2. Снятие страхов перед собеседованием с работодателем.
3. Формирование стратегии подготовки к собеседованию с работодателем.
4. Отработка практических навыков прохождения собеседования.
Формы.
• Теоретическое изложение материала, посвященного особенностям прохождения собеседования с работодателем.
• Ролевые игры.
• Упражнения на формирование коммуникативных навыков.
• Упражнения на формирование обратной связи.

Занятие пятое.

Цель занятия: закрепление полученных в ходе предыдущих занятий навыков, обобщение и проработка проделанной работы.
Задачи.
1. Формирование обратной связи для участников группы.
2. Закрепление наиболее эффективных способов поведения.
3. Формирование позитивных взглядов на перспективы трудоустройства.
Формы.
• Ролевые игры.
• Упражнения на формирование позитивной обратной связи.
• Упражнения на формирование позитивного образа будущего.
• Упражнения на завершение работы группы.

Материалы для консультирования безработных граждан

Автор: психолог-профконсультант Тихвинского ЦЗН А. В. Мошкарова.
1. Полезные советы.
• Не вините себя за сокращения, в результате которых вы лишились работы.
• Постарайтесь обратить свой гнев и недовольство утратой работы в стимул для поисков нового места.
• Осознайте свои проблемы, связанные с потерей работы, обсудите их с семьей, близкими друзьями. Дайте детям понять, что они не повинны во внезапно пришедшем в дом несчастье. Разделенная с другими тяжесть становится посильной.
• Продумайте конкретный план поисков работы. Подготовьте резюме, читайте рекламные предложения рабочих мест, постарайтесь, чтобы как можно больше людей знали, какая именно работа вам нужна.
• Если нет возможности вернуться на прежнее место работы или если вы потеряли к ней интерес, подумайте о курсах переподготовки. Оцените свои возможности, свой потенциал и интересы и воспользуйтесь ситуацией для того, чтобы выбрать новое направление профессиональной деятельности.
• Постарайтесь в максимальной степени сохранить устои и привычки своей прежней жизни.
• Продолжайте занятия, приносящие вам удовлетворение, и не теряйте контакта с друзьями.
• Изыскивайте позитивные способы выражения своих отрицательных эмоций например, делайте гимнастику, что может также помочь вам сохранить необходимую физическую и моральную форму.
• Возьмите работу на полставки. Или станьте «предпринимателем». Работая на дому, превратите свое хобби или свои дарования в источник доходов.
• Заполняйте свободное время бесплатной работой в качестве добровольца. Это укрепит ваше уважение к самому себе.

2. Условия выбора профессии.
ХОЧУ: профессиональные склонности и интересы. МОГУ:
1) состояние здоровья;
2) профессиональная квалификация;
3) профессиональные способности. НАДО: спрос на рынке труда и возможность трудоустройства. В том случае, если вы сумеете совместить «ХОЧУ», «МОГУ» и «НАДО», ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
1) интересна и привлекательна для вас,
2) соответствует вашим возможностям,
3) пользуется спросом на рынке труда.
3. Вопросы, которые наиболее часто встречаются на собеседовании.
— Почему вы хотите работать именно по этой профессии?
— Что вы знаете об этой работе; о нашей организации (фирме)?
— Почему вы выбрали именно эту карьеру?
— Что вы будете делать, если… (далее обычно следует описание какой-либо критической ситуации)?
— Как вы могли бы описать самого себя?
— Что вы хотите рассказать о себе?
— Каковы ваши главные сильные стороны?
— Каковы ваши основные слабости?
— Какого типа работу вы больше всего любите делать?
— Какого типа работу вы не любите делать больше всего?
— Каковы ваши интересы вне работы?
Условия выбора профессии
- Какие достижения или результаты работы доставляют вам наибольшее удовлетворение?
— Какая была ваша самая серьезная ошибка?
— Что бы вы хотели изменить в своем прошлом?
— Каково состояние вашего здоровья?
— Какие предметы вам нравились больше всего и меньше всего в школе?
— Что вам нравились больше всего, а что меньше всего на прежней работе?
— Почему вы оставили свою прежнюю работу?
— Какое отношение имеет ваше образование или опыт трудовой деятельности к данной работе?
— На какие изменения в вашей профессиональной карьере и жизни вы рассчитываете?
— Каковы ваши цели в жизни? Как вы планируете их достичь?
— Чем вы надеетесь заниматься через 5-10 лет?
— На какую зарплату вы рассчитываете?

Вот некоторые из вопросов, которые следует задать тому, кто проводит собеседование:
— Как примерно будет выглядеть мой рабочий день?
— Кому я буду непосредственно подчиняться? Могу ли я с ним встретиться?
— Будет ли кто-то в подчинении у меня? Могу ли я с ним встретиться?
— Насколько важна эта работа для организации (фирмы)?
— Какие имеются возможности для служебного или профессионального роста?
— Могу ли я рассчитывать на повышение квалификации или обучение за счет организации?
— Почему это место оставил прежний работник?
— Чем этот работник занимается теперь?
— В чем состоит главная проблема (задача, цель) данной работы?
4. Стратегия поисковых телефонных звонков.
ШАГ 1. Подготовка — важнейший этап.
Почему? В данном случае инициатива исходит от безработного, а не от работодателя. Когда ему звонят в ответ на помещенную в газету рекламу, он контролирует ситуацию — звонков от ищущих работу следует ожидать. У работодателя готовы вопросы для выяснения, подходят ли желающие трудоустроиться для работы в этой фирме.
Поисковый же звонок является для работодателя неожиданностью, и, скорее всего, он не имеет под рукой заранее подготовленных вопросов. Вначале он даже не знает, кто звонит и почему звонит именно ему. Это дает безработному шанс перехватить инициативу, вести и контролировать разговор. Безработный должен сразу представиться и уточнить, какого рода услуги он может предложить. Завоевав интерес работодателя, он может затем попросить о встрече. Чтобы добиться этого, вы должны составить сценарий разговора заранее.
Подумайте о работе:
• какого рода работа может вам подойти;
• с чем она может быть связана;
• какие потребуются навыки.
Подумайте о работодателе:
• насколько большая эта фирма, чем она занимается;
• откуда может взяться вакансия;
• с кем можно связаться: с отделом кадров, с менеджерами, с руководителем.
Подумайте о себе.
Вспомните свою трудовую биографию. Что следует подчеркнуть? В чем может быть заинтересован работодатель? Что он скажет? Сделайте необходимые заметки — они могут оказаться полезными.
ШАГ 2. Узнайте имя.
Обязательно выясните заранее, кто конкретно отвечает в данной организации за набор новых работников вашей специальности. Если вы уже знаете имя человека, это дает вам целый ряд преимуществ:
• вы не тратите напрасно время и свои усилия на разговор с тем, кто не может предложить работу;
• обращение по имени к потенциальному работодателю дает возможность вести более доверительную беседу и сокращает психологическую дистанцию между участниками разговора;
• у работодателя создается приятное впечатление о собеседнике и о серьезности его намерений.
ШАГ 3. Преодоление заслона.
Важно не только знать, к кому обратиться, необходимо получить возможность реально поговорить с этим человеком. Постарайтесь не раскрывать цель обращения преждевременно — ответ почти всегда будет отрицательный, а разговор — законченным. Если секретарь спросит о цели звонка, разумнее всего ответить, что это звонок по вопросу, связанному с приемом на работу, или по вопросу, который звонящий может обсудить только лично с адресатом звонка.
Не следует говорить, что это звонок по личному вопросу — это чаще всего вызывает опасения у работодателя. Если следует ответ, что адресат звонка занят или его нет на месте, не соглашайтесь на разговор с другим абонентом: спросите, когда нужный вам сотрудник вернется, и перезвоните в указанное время.
ШАГ 4. Умение подать себя.
Цель поискового звонка — завоевать интерес работодателя, вызвать у него желание встретиться с вами и больше узнать о вас.
Начиная телефонный разговор, следует обратиться к работодателю по имени, представиться и разыграть свою «заготовку». Она заключается в кратком сообщении о достоинствах и личных качествах ищущего работу — его опыте, квалификации, интересах, навыках и способностях. Рассказ должен звучать интересно и позитивно. Не занижайте свои способности — это не время для скромности.
Следует объяснить собеседнику причину звонка, например: «Сергей Петрович Семенов сказал, что вы ищете кладовщика». Это доказывает, что вы звоните не «на удачу», а обладаете какой-то первичной информацией.
Нельзя говорить: «Я звоню на всякий случай» или «На удачу». Едва ли стоит признаваться, что данного работодателя вы нашли в телефонном справочнике.
Вы не должны говорить, что звоните, чтобы узнать, нет ли какой-нибудь работы.
ШАГ 5. Настаивайте. Дайте работодателю время подумать.
Постарайтесь добиться согласия работодателя ознакомиться с вашими автобиографией или резюме.
Спросите, знает ли работодатель о возможных вакансиях в других отделах или фирмах.
ШАГ 6. Закончите разговор положительно и вежливо.
В конце разговора вы должны поблагодарить своего собеседника за потраченное время и помощь.

5. Схема резюме.

1. Ф.И.О., год рождения (возраст), контактные телефоны (домашний и/или рабочий).
2. Цель (зачем вы обращаетесь в данную фирму, какую работу ищете).
3. Опыт работы (в обратном хронологическом порядке, т. е. начиная с последнего места работы) по схеме:
1) дата начала работы – дата окончания работы;
2) название фирмы и сфера ее деятельности;
3) название вашей должности, количество подчиненных (если были);
4) описание ваших должностных функций, уровень ответственности и полномочий;
5) примеры конкретных достижений.
4. Образование (в обратном хронологическом порядке, т. е. начиная с последнего места учебы) по схеме:
1) дата начала учебы — дата окончания учебы;
2) название учебного заведения, факультет, специальность;
3) присвоенная квалификация.
5. Дополнительное образование: курсы, семинары, тренинга, стажировки (по приведенной выше схеме).
6. Дополнительные навыки (ПК, степень владения иностранными языками, наличие автомобиля, водительских прав, машинопись, др.)
7. Ваши преимущества (укажите несколько личностных качеств, которые отличают вас от других и помогают вам достигать нужных результатов в работе).
Это базовые пункты. Могут быть дополнительные пункты, например пункт о желаемой зарплате в резюме. Однако некоторые менеджеры по персоналу относятся к этому отрицательно.
Рекомендации по составлению резюме и типичные ошибки.
• Личные сведения о себе должны содержать минимум информации — Ф.И.0., дата рождения и координаты для связи.
• Очень важно указать цели резюме.
• Наличие или отсутствие опыта. При указании опыта работы требуются ссылки на профиль фирмы, ее название, численность рабочих.
• Ошибкой будет считаться указание дат только в годах, без указания месяца (например, 1995-1996 гг.)
• В рубрике «Образование» важно упоминать о теме курсовых, дипломной работы, уровне оценок по диплому.
• Избегать избыточности информации.

Психологические особенности людей пожилого возраста

Жить — значит развиваться.
А. Адлер
В последнее десятилетие большое значение придается изучению проблем старения и старости. Связано это не только с демографическими и культурно-историческими изменениями, происходящими во всем мире. Значительное увеличение доли пожилых и старых людей в общей структуре населения влияет на многие сферы жизнедеятельности, затрагивая области политики, экономики, медицины, общественно-социальных институтов. Старение населения большинства стран, России в том числе, ставит вопросы и поднимает новые проблемы перед наукой и практикой, стимулируя их развитие на уровне всего общества и на уровне каждой конкретной личности. Пристальное и постоянное внимание к проблемам стареющих людей в нашей стране помогает увидеть их актуальность и злободневность, а также понять, что старость и старение являются неизбежной и неотъемлемой частью окружающей действительности.
Одна из особенностей сложившейся у нас в стране ситуации состоит в том, что «вхождение в старость» происходит на фоне снижения уровня жизни многих людей. Очень часто это влечет за собой не только бедность и экономическую зависимость, но и чрезмерное ухудшение здоровья, усугубляя тем самым социальную изолированность, психическое и психологическое неблагополучие. Несомненно, что пожилые и старые люди попадают в группу высокого риска, становятся очень зависимыми от медико-социальных и экономических услуг и особенно нуждаются в психологической поддержке.
Сократ считал старость лучшим временем человеческой жизни
Одним из элементов социальной политики, активно развивающихся в современной России, является социальная работа с пожилыми людьми. Для того чтобы научиться оказывать эффективную и квалифицированную помощь старым людям, необходим индивидуализированный подход к каждому. Это означает, что знание психологических особенностей пожилых, их потребностей и возможностей приобретает решающее значение для специалистов, результат деятельности которых во многом зависит от успешного взаимодействия со старыми людьми.
Среди мер, предлагаемых в области социальной работы именно с людьми пожилого и старого возраста, по мнению А. А. Козлова, было бы полезно придерживаться существующей концепции «селективной оптимизации жизнедеятельности пожилых людей с компенсацией социальных амортизаторов». Она исходит из необходимости различать нормальный, патологический и оптимальный процесс старения. Иметь в виду межличностное разнообразие (гетерогенность) пожилого населения. Учитывать гибкость в подходах к потенциальным резервным способностям пожилых людей. Считаться с возрастными ограничениями в развитии резервных способностей пожилых людей. Принимать во внимание обогащающие теорию и практику, а также компенсирующие возрастные ограничения возможности личных и общественных знаний, включая область новейших технологий. Учитывать негативные возрастные изменения в соотношении парадигмы «обретений и утрат». Принимать во внимание пластичность или гибкость психики пожилого человека. При такой организации социальной работы с пожилыми людьми практическая деятельность складывается из трех основополагающих элементов. Во-первых, из селекции (или отбора), подразумевающей поиск основных или стратегически важных составных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены с возрастом. Речь идет о том, чтобы индивидуальные запросы были приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы индивиду испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь. Во-вторых, из оптимизации, которая заключается в том, что пожилой человек при содействии квалифицированного специалиста по социальной работе находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношении. В-третьих, из компенсации, состоящей в создании дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных мнемонических техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха и т. д.
В современной науке сосуществуют различные точки зрения на старость и сопутствующие ей процессы и явления. «Многоплановость процесса старения не позволила до настоящего времени создать единую всеобъемлющую теорию, которая была бы способна научно обоснованно представить все аспекты этого процесса во всем объеме», — пишут К. П. Кнскер, Г. Фрайбергер, Г. К. Розе и др., авторы руководства по психиатрии, психосоматике и психотерапии. Самые многочисленные биологические теории анализируют всевозможные возрастные изменения на уровнях генетически запрограммированного старения отдельных клеток, групп клеток, имеющих отношение к отдельным органам. В теориях, изучающих изменения на клеточном уровне, процесс старения самих клеток считается определяющим. Такие «одномерные» взгляды учитывают только естественно-биологические законы старения и не придают серьезного значения постоянному взаимодействию генетического потенциала с факторами окружающей среды. Теории «непрограммированного» старения обращены к исследованию процесса изменений, происходящих на уровне отдельных органов. Разного рода случайные нарушения в обмене веществ или в структуре ДНК, например, рассматриваются как процессы, ответственные за старение и окончание жизни. Объяснения процессов старения в рамках биологических подходов позволяют не только расширить представления о сложности старения человеческого организма, но и помогают формировать социальную политику по отношению к старикам.
Дефицитарная модель. Если представлять старение как процесс неуклонного разрушения и распада, ведущего к потерям эмоциональных и интеллектуальных способностей, затруднениям в приспособляемости, приверженности к старому и привычному, полной утрате активности, снижению и замедлению реакции, то таким образом за этим периодом закрепляются ущербность и неполноценность, которые позволяют обществу рассматривать старость как болезнь. Вытекающий из этого негативный стереотип старения не подтвержден научно. Позиция дефицитарной модели уже потому является сомнительной, что эмпирические наблюдения и статистические выводы, распространенные высказывания создали базис для общепризнанных стереотипов, но не для построения теории. В своей тривиальной форме дефицитарная модель определяет отношение общества к старому человеку, формируя представление о том, что дряхлость, болезни, утрата социальной роли, недомогания естественным образом являются признаками старости и, следовательно, не могут стать объектом терапевтических усилий. Такое представление упрощает сложность процессов старения. Эмпирическое изучение отношения к пожилым людям редко дает адекватную картину. Недостатком здесь является смешение эмоционального отношения к ним и рационального суждения об их положении, т. е. знания. Опросы и исследования, проведенные в США и Швеции, показали, что молодое поколение не имеет ясного понимания жизни и проблем пожилых. Молодежь склонна драматизировать социальное положение пожилых в противовес их субъективному восприятию своих условий как удовлетворительных. Источниками стереотипов о старости считаются: отсутствие объективной информации о жизни старших поколений, страх перед старостью у молодых людей, социальные системы.
Одной из самых известных социальных теорий старения, которую можно отнести к дефицитарной, является теория отчуждения, которая исходит из того, что для продолжения нормального функционирования и развития общества пожилые люди должны постепенно дистанцироваться от социальных систем и снижать свое взаимодействие с другими людьми. Такое освобождение от социальных ролей и отдаление от межличностных контактов предоставляет им возможность подготовиться к следующему этапу — смерти.
Э. Эриксон считал, что именно пожилом возрасте происходит интеграция Эго. Современные социально-геронтологические исследования, исходящие из одного общего и концептуального принципа, который гласит, что старение — естественный и психосоциальный процесс, выходящий за пределы оценочных суждений, и должен быть освобожден от негативных стереотипов, созданных человеком на протяжении многих веков. Передовая наука в значительной мере ориентирована на создание нового социального образа «торжествующей старости» и разрушение тех устойчивых предрассудков, связанных со старостью, которые являются следствием небрежной или некритичной интерпретации демографических и исторических сведений. Если принять за аксиому непрерывность развития и сохранение способности к изменению на всем протяжении жизни, то очевидно, что процесс старения представляет собой нарастание уникальности человека, зависимости от внешних обстоятельств и взаимодействия множественности взаимосвязанных факторов его жизнедеятельности. Такое видение процесса старения подчеркивает возможность динамики в состоянии старых людей и несет позитивное, оптимистичное отношение к старости.
Активно разрабатываемая концепция так называемой «торжествующей»-, или благополучной, старости противостоит теории отчуждения. Первая в своей основе содержит теорию деятельности, или активности. В ней речь идет о создании в обществе и в самом человеке условий, которые обеспечили бы оптимальное течение процесса старения и качества жизни в пожилом возрасте как естественного цикла жизни человека. Пожилые люди должны быть активными членами общества, стараясь сохранять потребности и желания, стиль жизни и ценности, присущие им в течение прежних, средних лет жизни. Критиками этой теории отмечается, что большинство пожилых людей вряд ли сможет в силу разных причин поддерживать уровень своей жизнедеятельности неизменным. При сравнении этих теорий, негативизма одной и идеализма другой, представляются вполне реалистичными и оптимистичными предлагаемые М. Леве и Ш. Пеллетье социокультурные характеристики старости. Они считают, что старость — это слабость в отличие от силы молодости, но закон выживания сильного в постоянной борьбе отходит на второй план: у старика не отнимешь его «место под солнцем». Пожилые люди полностью располагают собой и своим досугом, у них меньше стрессов, меньше дел, отложенных «на потом». Престарелые перестают выполнять общественные функции, они становятся самими собой, приобретая самоидентичность. В старости постепенно приходит осознание качества вещей, их значимость в собственной жизни. В сознании старого человека прочно утверждается ценность сегодняшнего дня, остаются лишь непосредственно переживаемые моменты и заботы настоящего.
ВОЗ предлагает рассматривать старение человека как физиологический процесс, который определяет изменения, протекающие в течение всего жизненного цикла. Множество факторов (условия среды, заболевания и др.) влияет на ход «биологических часов», определяя различный ритм развертывания жизненных процессов. Хронологическая согласованность проявлений индивидуального развития, в общем, снижается по мере удаления от начала онтогенеза и к началу инволюционных изменений измеряется пятилетиями, при этом индивидуальные различия в фазах старения могут достигать десятилетий. Стало аксиомой, что физические и психологические характеристики пожилых людей существенно различаются по 5-летним периодам: 60-64 года, 65-69 лет, 70-74 года и т. д. Важно не смешивать все группы людей «третьего» возраста. Сопоставление биологического и хронологического возраста дает объективное представление о темпе старения, который может быть естественным, замедленным или преждевременным, а также о возможной продолжительности жизни. Г. П. Медведева считает, что в Российской Федерации процесс старения протекает с существенными отклонениями от нормы. По мнению главного геронтолога г. Москвы, доктора медицинских наук, профессора Л. Б. Лазебника, международные нормы, согласно которым старческим считается возраст от 75 до 89 лет, для России являются слишком оптимистичным показателем: в нашей стране старение и связанное с ним стойкое ограничение жизнедеятельности человека наступает, как правило, гораздо раньше. Люди пожилого возраста, являясь старыми Человек нуждается в ценностной системе по своему физическому и психическому состоянию, с большими трудностями справляются с негативными последствиями процесса старения. Тем не менее считается, что в отсчета, в философии – жизни в соответствии старыми можно жить и понимать жизнь, настоящее время старые люди живут не только дольше, точно так же как он чем раньше, но они здоровее физически и психически, нуждается в солнечном а также более работоспособны. Старение не обязательно свете, в кальции и любви. способствует проявлению определенных заболевании. Социальной геронтологией предлагается такое определение процесса старения человека: старение — сложный многоплановый и противоречивый процесс развития личности в инволюционном периоде, выражающийся в постепенно нарастающем снижении ее разнообразных возможностей и ухудшении ее социального функционирования.
Только биологическое и только социальное определение старения представляют собой суженый подход к процессу старения. Старение принято рассматривать как процесс, состоящий из трех компонентов:
1. Биологическое старение — возрастание уязвимости организма и возрастающая вероятность смерти.
2. Социальное старение — изменение паттернов поведения, статуса, ролей.
3. Психологическое старение — выбор способа адаптации к процессам старения, новых стратегий преодоления трудностей.
Повышенная хрупкость к воздействию разного рода повреждающих факторов во многом кроется в структурах личности и ее опыте, приобретенном в различные периоды жизни до наступления старости. В формировании старости решающую роль играют стиль и образ жизни, который человек вел на протяжении жизни. Старый человек — это его история, это все люди, которые были в его жизни. Настоящее старого человека нельзя понять без знания истории его жизни. Ни одна глобальная теория не может охватить все варианты взаимодействия между человеком и ситуацией в старости. С возрастом люди становятся все более разными.
Проблема старения личности разработана гораздо меньше, чем проблема психического старения вообще, чем старения интеллекта, памяти, психомоторных реакций. Вопрос о том, стареет ли с возрастом личность подобно старению организма, остается до настоящего времени дискуссионным. Преобладающей является точка зрения, согласно которой личность человека по мере его старения трансформируется и регрессирует. Старение личности, как и старение организма, происходит по-разному в зависимости от ряда факторов, как биологических (консти-туциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологических (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие творческой активности). На основе лонгитюдньгх исследований, проведенных в США, сделаны выводы, что в большой степени имеет место постоянство черт личности. Происходящие в старости изменения касаются снижения социальной активности, мотива к достижению успеха и инициативности. Если изменения происходят, то скорее они вызваны тяжелыми переживаниями, утратами, ухудшением здоровья. У пожилых и старых людей растет страх перед риском и стремление к безопасности. Зависит ли степень изменений от возраста или жизненной ситуации — определить непросто. В старости у человека сильна тенденция к сохранению такого представления о себе, которое сформировалось в наиболее оптимальный период жизни.
Выявлена тесная связь между образом жизни и состоянием здоровья пожилых людей, связь между непосредственно старением и сохранением образа жизни. Образ жизни в старости построен на привычных, повторяющихся действиях, которые дают ощущение стабильности. Привычки проявляются в привязанности к определенным вещам и предметам, олицетворяющим возможность поддерживать сложившийся жизненный уклад.
Для людей, работающих с людьми старшего поколения, важно учитывать, что старые люди имеют разнообразный жизненный опыт — это их отличительная черта. Им приходилось преодолевать всевозможные трудности, принимать решения в различных ситуациях. Главное — ориентироваться на имеющиеся индивидуальные возможности конкретной личности. У нас есть разнообразные представления о том, какими должны быть старички и старушки, как они должны себя вести, что им лучше делать или не делать. При взаимодействии с пожилыми людьми необходимо освободиться от этих представлений и обратить все свое внимание на то, что сам старый человек считает для себя важным. Оказание социальной поддержки и укрепление ощущения компетентного функционирования являются приоритетными направлениями в работе с пожилыми людьми. Кроме этого, в работе со старыми людьми желательными и необходимыми для специалистов считаются такие качества, как:
1) подлинное, истинное уважение к старости;
2) положительный опыт жизни со стариками;
3) способность и желание научиться чему-то у стариков;
4) убеждение, что последние годы жизни могут быть очень насыщенными;
5) терпение;
6) знание их психологических и социальных особенностей;
7) способность противостоять стереотипам и мифам о стариках; 8) здоровые установки в отношении к собственной старости.
Н. Ф. Шахматов считает, что отношение к собственному старению — активный элемент психической жизни в старости. В оформлении этого чувства определяющими являются моменты осознания факта физических и психических возрастных изменений, признание естественности ощущений физического нездоровья. О счастливой старости правомерно говорить, когда имеется удовлетворенность этой новой жизнью, своей ролью в этой жизни. Это та форма психического старения, когда долгая жизнь приносит новые положительные эмоции, которых человек не знал в прошлом. Старик находит в своем новом положении явные преимущества по сравнению с ранними этапами жизни. Новая жизненная позиция отражает пересмотр прошлых установок и выработку новых взглядов, основанием которых является созерцательная, самодостаточная установка. К этому времени выявляются новые интересы, относящиеся к общим проблемам, гуманитарным наукам, обращенность к природе. Новая жизненная философия, являясь человеку на фоне возрастного снижения физических и психических сил, оказывается наиболее адекватной установкой для адаптации и реабилитации в окружающей обстановке. Подобный образ мыслей является старому человеку в форме личного решения основных вопросов смысла существования, познания самого себя, сопровождается высокими положительными эмоциями. Самоудовлетворение — важный момент в благоприятной оценке своей жизни в старости. Здоровые дети не будут бояться жизни, старшие обладали достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти. Важно, что подобная благоприятная форма психического старения формируется и утверждается на стадии поступательного движения деструктивных возрастных изменении, следовательно это может служить свидетельством высоких, чисто человеческих адаптационных проявлений. Н. А. Коротчик считает, что наивысшим проявлением сущности старости в явлении христианской культуры является старчество, где старость не связана с биологическими проявлениями, а представляет высшую степень духовного совершенства на пути к бессмертию и богоуподоблению. Святая старость — реализация подспудно заложенного в душе внутреннего неприятия, духовного иммунитета против физической старости и смерти.

Психологическая помощь подросткам Психологическое содержание подросткового периода

Подростковый возраст — один из самых сенситивных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, переживанием выбора жизненного пути и перспективами. Но сам по себе это крайне сложный жизненный этап.
Период пубертата — это период полового созревания. С точки зрения онтогенеза в это время происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаются подростками. И телесные проблемы — одна из составляющих подросткового кризиса. Подростки чутко воспринимают несовершенство своего тела: угри, диспропорции конечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержку формирования механизмов нервной регуляции и т. д. Подобные недостатки часто приводят к формированию дисморфофобии, т. е. страху и раздражению против своей внешности. Крайним проявлением этой проблемы может быть подростковое аутоагрессивное или насильственное поведение, в основе которого лежит гиперкомпенсация субъективно переживаемых телесных недостатков. Основным биологическим содержанием пубертата является половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликтности в поведении, характерного для данного возрастного периода.
Психологическим содержанием подросткового периода (12—18 лет) является, по Э. Эриксону, кризис идентичности. Под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности. Ее кризис наступает после распада детского Я, когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологическом и социальном плане. Собственно говоря, поиск идентичности имеет для этого периода наиболее важное, самодовлеющее значение. Именно в проблемах этого поиска и сконцентрированы все причины нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом возрасте человек начинает задаваться вопросами: «Кто я такой?» и «Что я могу?» Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения. Меняется тело, поскольку именно в этом возрасте начинается новый этап физического созревания. Он перестает ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и больше хочется привлечь к себе внимание. Он становится очень чувствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.
Как правило, подросток в этом возрасте идентифицирует себя с тем человеком, который является носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных установок, сформированных в юности, которые в среднем возрасте уже жестко закреплены в сознании, родители противодействуют увлечению кумиром, резко негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».
Когнитивное развитие подростков в этот период также претерпевает существенные изменения. Меняется уровень мышления, человек уже способен мыслить на высоком уровне сложности, формируется абстрактно-логическое мышление. В подростковом возрасте дети чувствуют свои появившиеся интеллектуальные возможности. С этими новыми возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом это можно охарактеризовать как проверку ранее выработанных решений и принятие новых, направленных на занятие собственной ниши в мире взрослых.
Тем не менее для подросткового мышления характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.
Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариантам оценки фактов и событий — преувеличение или преуменьшение.
Во-вторых, подростки стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.
И наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует только черное или белое. Это черно-белое мышление, максимализм являются яркой отличительной характеристикой подросткового возраста.
Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротивление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят появления в своем мире конкурентов. Для подростка это его первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без его разрешения. Подростку хочется доказать свою независимость и самостоятельность, доказать, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к признанию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.
Межличностные проблемы подростков как раз и базируются на поиске глубоких интимных отношений с другим человеком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Противоречивость этой ситуации заключается в том, что, «сражаясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает их на пьедестал и чтит их больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой человек, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функции. Кумир — это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую функцию.
Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, важно быть принятыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстниками является частью поиска идентичности и способом эмансипации от родителей. Это период романтической любви, в основе которой лежит не сексуальное удовлетворение, а переживание опыта близких, интимных отношений с другим человеком, с представителем противоположного пола. Очень часто именно в подростковых группах идет опробование себя в разных ситуациях и разных областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определенный «ролевой мораторий» для общества: они имеют возможность долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части — криминального характера (хулиганство, шалости, воровство, совместные заработки и т. д.).
Подростковый кризис — это кризис перехода в новую возрастную страту, который ведет к сильным культурным изменениям в окружении человека. Меняется даже тип ведущей деятельности — на смену учебной приходит трудовая. В архаических культурах этот кризис характеризовался меньшим расхождением между наступлением физической и социальной зрелости, а также находил конструктивное разрешение в системе инициации, практически уничтоженной с развитием западной цивилизации. Этот парадокс отмечал И. И. Мечников. По его мнению, это привело к тому, что подростковый кризис не находит своего полноценного разрешения и весь подростковый возраст оказывается нестабильным временем. И действительно, в архаических культурах первая часть «подросткового» возраста — это подготовка к инициации, наполненная тяжелой духовной и физической работой. Сам процесс инициации, который может по времени растянуться на несколько лет, по своей специфике способствует процессу идентификации с группой и формированию собственной идентичности, поэтому при вступлении во взрослое сообщество его новый член уже знает отведенное ему место, свои права и обязанности, а также круг людей, с которыми ему предстоит жить. Борьба за «место под солнцем» с другими взрослыми в этом случае нехарактерна, так как во взрослую жизнь подросток вступает не один, а вместе с другими подростками, которых он уже хорошо изучил за время инициации. Кроме того, он приходит на заранее отведенное ему место.

Формирование противоправного поведения в подростковом возрасте

Формирование противоправного поведения в 12-16 лет — крайнее проявление многочисленных подростковых комплексов и компенсаторных реакций, направленных на их преодоление. Суть этих комплексов — специфические подростковые поведенческие реакции на воздействие окружающей среды.
Одна из наиболее ярко выраженных реакций подростков — это реакция эмансипации, т. е. стремление высвободиться из-под опеки взрослых. Она может распространяться на установленные в обществе, т. е. взрослыми, правила и нормы. Известными проявлениями подобной реакции являются бродяжничество и побеги из дома. У большинства подростков, содержащихся в местах лишения свободы за различные преступления, побеги из дому были первым этапом становления «преступника».
Подросткам свойственно почти инстинктивное группирование со сверстниками. Многие подростковые группы жестко структурированы, в них есть лидер, его приближенные, «бойцы» и «оппозиция». Такие группы обладают «своей территорией», которую «защищают» от вторжения сверстников из других групп. Другой тип групп — так называемые «тусовки», которые отличаются более размытой структурой и отсутствием постоянного лидера. Надо сказать, что в закрытых учреждениях реакция группирования у подростков проявляется особо сильно: создаются «землячества» (объединения по этнотерриториальному принципу) и «семьи» (объединения по принципу «нравится — не нравится»). Подавляющее большинство правонарушений совершается именно в группе. Реакция группирования — главный регулятор поведения несовершеннолетних преступников, поэтому и совершаемые ими преступления по преимуществу являются групповыми.

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.