Педагогический опыт


Чем яснее и точнее определена цель, тем больше шан­сов достигнуть ее. Надо бороться со склонностью мысли К: расплывчатости. Как на охоте: кто гонится за многими зайцами, рискует не поймать ни одного; так и в поисках путей и средств воспитательного воздействия на ребенка: тот, кто ставит перед опытом чрезмерно широкие задачи, рискует не решить ни одной. Неопределенность и распльп чатость цели является у многих наших работников – не только рядовых, но и квалифицированных – частой при­чиной того, что значительная доля их энергии бесплодно растрачивается и опыт их многое теряет в своей значи­мости и ценности. Приведу для иллюстрации два примера. Воспитательница Д. поставила себе задачу выяснить, «какую пользу приносит ведение дневника для изучения ребенка, для педагогической работы». Ясно, что такого рода формулировка цели страдает крайней расплывчатостью. Что разумела Д. под изучением ребенка? Имела ли она в виду изучение ребенка вообще, или какого-либо опре­деленного ребенка, иди всей группы? Точно так же недо­статочно продумана и вторая половина задачи: выяснить значение дневника для педагогической работы. Имеется ли в виду вся воспитательная работа или ее отдельные сто­роны? Эта нечеткость, непродуманность цели отразилась неблагоприятно на проведении опыта. Дневник велся в разные дни по-разному: то заносились подробные сплош­ные записи, то отмечались лишь отдельные эпизоды, то уделялось много места одному ребенку, то другому. Ориен­тироваться в этом дневнике, использовать запечатлевший­ся в нем опыт педагогу, не участвовавшему в этой .работе, было бы совершенно невозможно, да и самому автору дневника было нелегко находить в нем нужные справки и факты. Спора нет: утверждение Д., что дневник оказал ей помощь в работе, должно быть, верно, но нет сомнения, что если бы Д. тщательнее продумала цель опыта, то зада­ча была бы поставлена в более ограниченной, более кон­кретной форме и в соответствии с этим дневник велся бы по строго определенному плану. В результате масса энер­гии и времени, добросовестно потраченных на работу, да­ли бы гораздо более плодотворные результаты, полезные не только для Д., но и для других воспитателей.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.