Педагогический опыт
Чем яснее и точнее определена цель, тем больше шансов достигнуть ее. Надо бороться со склонностью мысли К: расплывчатости. Как на охоте: кто гонится за многими зайцами, рискует не поймать ни одного; так и в поисках путей и средств воспитательного воздействия на ребенка: тот, кто ставит перед опытом чрезмерно широкие задачи, рискует не решить ни одной. Неопределенность и распльп чатость цели является у многих наших работников – не только рядовых, но и квалифицированных – частой причиной того, что значительная доля их энергии бесплодно растрачивается и опыт их многое теряет в своей значимости и ценности. Приведу для иллюстрации два примера. Воспитательница Д. поставила себе задачу выяснить, «какую пользу приносит ведение дневника для изучения ребенка, для педагогической работы». Ясно, что такого рода формулировка цели страдает крайней расплывчатостью. Что разумела Д. под изучением ребенка? Имела ли она в виду изучение ребенка вообще, или какого-либо определенного ребенка, иди всей группы? Точно так же недостаточно продумана и вторая половина задачи: выяснить значение дневника для педагогической работы. Имеется ли в виду вся воспитательная работа или ее отдельные стороны? Эта нечеткость, непродуманность цели отразилась неблагоприятно на проведении опыта. Дневник велся в разные дни по-разному: то заносились подробные сплошные записи, то отмечались лишь отдельные эпизоды, то уделялось много места одному ребенку, то другому. Ориентироваться в этом дневнике, использовать запечатлевшийся в нем опыт педагогу, не участвовавшему в этой .работе, было бы совершенно невозможно, да и самому автору дневника было нелегко находить в нем нужные справки и факты. Спора нет: утверждение Д., что дневник оказал ей помощь в работе, должно быть, верно, но нет сомнения, что если бы Д. тщательнее продумала цель опыта, то задача была бы поставлена в более ограниченной, более конкретной форме и в соответствии с этим дневник велся бы по строго определенному плану. В результате масса энергии и времени, добросовестно потраченных на работу, дали бы гораздо более плодотворные результаты, полезные не только для Д., но и для других воспитателей.
Метки: изложение, особенность, требованиеСтраницы: 1 2