Педагогический опыт


Педагогический опытВ последующем изложении я постараюсь наметить те пункты, на которых воспитатель должен удерживать вни­мание своих «долгих дум» на различных стадиях педагоги­ческого опыта, и таким образом попытаюсь выяснить те требования, которые должны быть выполнены для того, чтобы опыт был наиболее продуктивен.Из каких же этапов слагается путь любого педагогиче­ского опыта? Остановимся подробно на особенностях каж­дого из них, требующих пристального внимания и размыш­ления воспитателя.
Можно считать, что каждый педагогический опыт про­ходит через следующие стадии: 1) зарождение опыта, т. е. возникногение самой идеи о нем, 2) планирование или организация опыта, 3) осуществление его в жизни, 4) ана­лиз, 5) подведение итогов (синтез). К этим основным эта­пам следует присоединить неразрывно связанный с ними и сопровождающий каждый из них процесс фиксирования, или запись, опыта.
Само собою разумеется, что намеченные стадии опыта условны; в действительности грани, которыми мы отде­ляем их друг от друга, могут стираться и стадии могут сливаться и перемешиваться. Однако для удобства рассмо­трения мы сохраняем это деление на периоды.
Зарождение опыта. Момент зарождения или возникновения опыта очень ответствен; он имеет огромное влияние на все течение опыта. Чрезвычайно важно вдумчи­вое отношение к нему воспитателя. Всякий опыт рождается из какой-либо жизненной по­требности, из необходимости преодолеть ту или иную труд­ность, встретившуюся на пути воспитательной работы. Вос­питатель, если он желает превратить свой опыт из процес­са стихийного в процесс творческий, должен ясно осознать ту потребность, которая вызывает опыт, ту трудность, ко­торую опыт призван преодолеть. Именно в этом периоде не надо спешить. Идею или замысел опыта надо вынаши­вать, как вынашивается художественный образ или науч­ная мысль. Воспитатель должен дать себе ответ на вопро­сы: «Чего я добиваюсь своим опытом, чего допытываюсь? Какую целью ставлю?»

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.