Отождествление психологической подготовки


Понимание теоретического положения практически важ­но не только при психологической подготовке спортсменов к от­ветственным соревнованиям, летчиков к сложному полету и т. д., но и при психологической подготовке учащихся, особенно млад­ших классов, к труду. Во-первых, оно уберегает от отождествле­ния «практической» и психологической подготовки. А во-вторых, и это гораздо важнее, не только систематическая психологиче­ская подготовка, но даже психическая мобилизация в конечном счете формируют стойкие черты личности, которые могут стано­виться чертами характера. Потому-то их и надо формировать, сразу связывая с другими уже имеющимися чертами характера, т. е. формировать через черты характера.Существует еще более эффективный путь личностного подхо­да при психологической подготовке человека как индивида – это путь включения формируемой личности в коллектив, а следова­тельно, в общие цели и потребности коллектива. Таким путем, в коллективе и через коллектив у данного индивида формируются (или мобилизуются) способности как черты личности. Этот «макаренковский» путь представляет собой осуществление личност­ного подхода в психологической подготовке потому, что ивдивидуальные цели деятельности, общие с целями коллектива (а сле­довательно, и общества в целом), лучше всего организуют струк­туру личности. Вот почему, чем коллектив внутренне более орга­низован и целеустремлен, тем легче в нем осуществлять психоло­гическую подготовку личности. В то же время нельзя забывать, что целеустремленность, способности коллектива и определяются и формируются через личности, входящие в данный коллектив. Это отчетливое проявление диалектики личности и коллектива всегда следует учитывать, а по возможности и использовать, осу­ществляя личностный подход при психологической подготовке.
Изложенный в первой части настоящей книги взгляд на спо­собности, опирающийся на концепцию динамической функцио­нальной структуры личности, позволил нам глубже понять диа­лектику социального и биологического в личности и в способно­стях. Сами способности мы стремились раскрыть как личность в ее потенции, чем и было устранено внеличностное понимание их как самостоятельных свойств. Концепция единства личности и способностей позволила нам переосмыслить сущность способностей к различным видам дея­тельности и, опираясь на результаты собственных исследований и на материалы большого числа авторов, понять их в единой, как мы считаем, согласованной системе. А это в свою очередь дало возможность на основе теоретического анализа и имеющегося опыта уложить в ту же систему понимание путей изучения и фор­мирования способностей.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.