Особенности детского возраста


детский возрастРебенок по сравнению с взрослым имеет много особенностей в отношении, как морфологии, так и функций отдельных органов и систем. Анатомо-физиологические особенности, а также своеобразные условия жизни ребенка являются причиной того, что и патология детского возраста во многом отличается от патологии взрослых. Поэтому занятия в клинике детских болезней необходимо начинать с изучения анатомо-физиологических особенностей детского возраста. Прежде всего, следует помнить, что организм ребенка не закончен в своем развитии, это организм растущий, развивающийся. Рост и развитие – понятия не равнозначащие. Под ростом мы понимаем увеличение массы и размеров тела и отдельных его частей, под развитием – метаморфоз, т. е. превращение эмбриона во взрослый организм. Так, например, при кормлении зобной железой головастиков последние резко увеличиваются в размерах – получаются гигантские головастики, но метаморфоз, превращение их во взрослых животных задерживается. Незаконченное развитие ребенка выявляется при первом взгляде на него и прежде всего, сказывается на внешней форме его тела. Внешняя форма тела человека зависит главным образом от пропорций или взаимных отношений составляющих его частей: головы, туловища и конечностей. Стоит бросить беглый взгляд на ребенка и взрослого человека, чтобы убедиться, насколько различны у них пропорции тела. Прежде всего, обращают на себя внимание размеры головы. У новорожденного высота ее составляет 1/4 длины всего тела, у ребенка 2 лет – 1/5, 6 лет – 1/6, 12 лет -1/7 (у взрослого человека – только 1/8); у плода голова еще больше – у двухмесячного эмбриона она составляет почти половину длины всего тела. Своеобразная форма тела ребенка – относительно большая голова и короткие по сравнению со взрослыми ноги – является выражением незаконченного формирования. Головной мозг новорожденного вследствие незаконченности своей организации относительно прост и в функциональном отношении. Не закончивший своего развития организм ребенка иначе, чем организм взрослого, реагирует на внешние влияния.

У ребенка первого года жизни, особенно у новорожденного, при понижении температуры окружающего воздуха температура тела понижается, падая до 36-35°, а при перегревании температура тела у него быстро поднимается до 40-41°, появляются судороги, развивается картина так называемого теплового удара.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.