Опыт Бойко с лампами


Опыт Бойко с лампамиОбщая величина информации, полученная от источника информации (заданная лампа плюс два посреднических комплекса), равна четырем двоичным единицам, извлеченная же мозгом испытуемого совокупная информация для четырех связей равна 8 битам, т. е., как считал Е. И. Бойко, информация последовательно возрастает количественно в процессе решения задачи. Величина прироста для конкретной рассматриваемой задачи составляет 4 бита.
Е. И. Бойко подчеркивает, что эти подсчеты упрощены, не очень точны, но отражают общую тенденцию прироста количества информации по мере включения в процесс анализа новых интегрированных комплексов. Даже если учесть недостаточно точный подсчет количества информации, которую несут единичные и интегрированные сигналы, идея Бойко заслуживает внимания и может помочь в понимании особенностей и значения объединения сигналов (в том числе и словесных) для развития мыслительной деятельности.
(«Имеется другая форма объединения слов в системы, которая носит скрытый, латентный характер, но не меньше значит в развитии второй сигнальной системы, чем объединение слов во фразы. Речь идет о явлении, которое лингвисты называют развитием семантического поля слова (Уфимцева, 1961; Палермо, 1966; Ушакова, 1976, и многие другие). Возникающие между словами связи при развитии семантических полей выявляются только косвенно, например в ассоциативном эксперименте или при ответах на специально поставленные вопросы. Так, слово «дерево» ассоциировано со словами «лес», «сад», «сосна», «береза», «осина», «ствол», «крона», «корни» и множеством других; чем больше число слов, ассоциированных со словом «дерево», тем шире будет его семантическое поле
Для нас особый интерес представляет исследование Д. Денева (1969), изучавшего развитие семантических полей у здоровых и глухих детей. Основным методом, использованным в этой работе, был ассоциативный эксперимент, в ходе которого учитывался ряд показателей: вид реакции (высшая или низшая; к высшим относились те, в которых обнаруживалось смысловое содержание, к низшим — эхолалические, или не имеющие смысловой связи со словом-раздражителем), латентный период и «удельный вес» реакции.

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.