Определение литературного характера
Определение литературного характера достаточно полно дано в статье Н. Драгомирецкой: «Литературный характер — такое творческое изображение средствами художественного слова человеческой индивидуальности, в котором достигнуты полнота и определенность и которое раскрывает своеобразие конкретно-исторической действительности».
Но может возникнуть сомнение в целесообразности использования в научной психологии литературных образов, в которых чаще всего представлены не существовавшие в действительности люди и которые всегда даются в некотором субъективном освещении. Иначе говоря, не следует ли литературными характерами заниматься только критикам, литературоведам и историкам литературы, а из компетенции психологов этот материал изъять?
Такая позиция совершенно несостоятельна. Прежде всего, литературные характеры в их типических и индивидуальных чертах являются отражением действительности, хотя личность писателя с его мировоззрением, интересами, образованием кладет определенный отпечаток на создаваемые им образы. Каждый писатель имеет свой стиль изображения характеров.
Наиболее богатый материал для изучения характера человека содержит литература социалистического реализма. По словам А. М. Горького, «задача литературы: отразить, изобразить картины трудовой жизни и воплотить истины в образы — характерные типы людей».
Конечно, литература не сводится только к изображению характеров. Определяя как одну из особенностей реализма «…правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах», Энгельс тем самым показал, что в литературе жизнь должна отражаться во всей полноте, во всем многообразии. Но именно то, что в литературе характеры изображаются в типических обстоятельствах с раскрытием всех условий их формирования, делает литературу исключительно важным источником познания характера.
Однако эта субъективность образов не мешает им хорошо отражать реальные характеры, иногда даже вопреки намерениям авторов. «В том, что Бальзак,— писал Энгельс,— таким образом вынужден был идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков, в том, что он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и в том, что он видел настоящих людей будущего там, где их в то время единственно и можно было найти,— в этом я вижу одну из величайших побед реализма и одну из величайших черт старого Бальзака».
Метки: литература, определение, характер
Страницы: 1 2