Определение литературного характера


11Определение литературного характера достаточно полно дано в статье Н. Драгомирецкой: «Литературный характер — такое творческое изображение средствами художественного слова че­ловеческой индивидуальности, в котором достигнуты полнота и определенность и которое раскрывает своеобразие конкретно-ис­торической действительности».
Но может возникнуть сомнение в целесообразности использо­вания в научной психологии литературных образов, в которых чаще всего представлены не существовавшие в действительности люди и которые всегда даются в некотором субъективном осве­щении. Иначе говоря, не следует ли литературными характерами заниматься только критикам, литературоведам и историкам ли­тературы, а из компетенции психологов этот материал изъять?
Такая позиция совершенно несостоятельна. Прежде всего, ли­тературные характеры в их типических и индивидуальных чертах являются отражением действительности, хотя личность писате­ля с его мировоззрением, интересами, образованием кладет оп­ределенный отпечаток на создаваемые им образы. Каждый пи­сатель имеет свой стиль изображения характеров.
Наиболее богатый материал для изучения характера челове­ка содержит литература социалистического реализма. По сло­вам А. М. Горького, «задача литературы: отразить, изобразить картины трудовой жизни и воплотить истины в образы — харак­терные типы людей».
Конечно, литература не сводится только к изображению ха­рактеров. Определяя как одну из особенностей реализма «…прав­дивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоя­тельствах», Энгельс тем самым показал, что в лите­ратуре жизнь должна отражаться во всей полноте, во всем мно­гообразии. Но именно то, что в литературе характеры изобража­ются в типических обстоятельствах с раскрытием всех условий их формирования, делает литературу исключительно важным источ­ником познания характера.
Однако эта субъективность образов не мешает им хорошо от­ражать реальные характеры, иногда даже вопреки намерениям авторов. «В том, что Бальзак,— писал Энгельс,— таким образом вынужден был идти против своих собственных классовых сим­патий и политических предрассудков, в том, что он видел неиз­бежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и в том, что он видел настоящих людей будущего там, где их в то время един­ственно и можно было найти,— в этом я вижу одну из величай­ших побед реализма и одну из величайших черт старого Бальза­ка».

Метки: , ,

Страницы: 1 2

Ваш отзыв

Вы должны войти, чтобы оставлять комментарии.